Презентация на тему по физике на тему Радиоактивные превращения

Открытие радиоактивностиВ начале 1896 года сразу после открытия В.К. Рентгеном X-лучей французский физик Анри Беккерель в процессе проверки гипотезы о флуоресцентной природе рентгеновского излучения обнаружил, что ураново-калиевая соль самопроизвольно, спонтанно, без внешних воздействий испускает жесткое излучение.
Тема урока: «Радиоактивные превращения атомных ядер» Открытие радиоактивностиВ начале 1896 года сразу после открытия В.К. Рентгеном X-лучей французский Виды радиоактивного распадаАнализируя проникающую способность радиоактивного излучения урана, Э. Резерфорд обнаружил две Обозначение ядра атомаМассовое число ядра атома данного химического элемента с точностью до α-распадАльфа-распад (или α-распад) – самопроизвольное испускание атомными ядрами альфа-частиц (ядер атома гелия). β-распадβ-распад, радиоактивный распад атомного ядра, 	сопровождающийся вылетом из ядра электрона или позитрона. Обязательно должен выполняться закон сохранения массового и зарядового числа.Может сопровождаться Период полураспадаПериод полураспада – время, в течение которого распадается половина радиоактивных ядер. Решение задач 1. Определите ядро какого химического элемента образуется из углерода—14 в Больше заданий :http://phys.reshuege.ru/в разделах:Задания 20. Радиоактивность. Ядерные реакции Задания 21. Фотоны. Закон радиоактивного распада

Слайд 2 Открытие радиоактивности
В начале 1896 года сразу после открытия

В.К. Рентгеном X-лучей французский физик Анри Беккерель в процессе

проверки гипотезы о флуоресцентной природе рентгеновского излучения обнаружил, что ураново-калиевая соль самопроизвольно, спонтанно, без внешних воздействий испускает жесткое излучение. Позже Беккерель установил, что данное явление, названное им радиоактивностью, то есть лучевой активностью, целиком связано с присутствием урана, который стал первым радиоактивным химическим элементом.

Слайд 3 Виды радиоактивного распада
Анализируя проникающую способность радиоактивного излучения урана,

Э. Резерфорд обнаружил две составляющие этого излучения: менее проникающую,

названную α-излучением, и более проникающую, названную β-излучением. Третья составляющая урановой радиации, самая проникающая из всех, была открыта позже Полем Виллардом и названа по аналогии с резерфордовским рядом γ-излучением.

Слайд 5 Обозначение ядра атома
Массовое число ядра атома данного химического

элемента с точностью до целых чисел равно числу атомных

единиц массы, содержащихся в массе этого ядра. Одна атомная единица массы (сокращённо 1 а. е. м.) равна 1/12 части массы атома углерода.
Закон сохранения массового числа (закон сохранения массы): сумма верхних индексов частиц, вступивших в реакцию, равна сумме верхних индексов частиц, полученных в результате реакции.
Зарядовое число ядра атома данного химического элемента равно числу элементарных электрических зарядов, содержащихся в заряде этого ядра.
Закон сохранения зарядового числа (закон сохранения заряда): сумма нижних индексов частиц, вступивших в ядерную реакцию, равна сумме нижних индексов частиц, полученных в результате реакции.

Слайд 6 α-распад
Альфа-распад (или α-распад) – самопроизвольное испускание атомными ядрами

альфа-частиц (ядер атома гелия).
Характерен для радиоактивных элементов с

порядковым номером больше 83
 Обязательно выполняется закон сохранения массового и зарядового числа.
Физический смысл реакции: При α -распаде одного химического элемента образуется другой химический элемент, который в таблице Менделеева расположен на 2 клетки ближе к её началу, чем исходный.

Слайд 7 β-распад
β-распад, радиоактивный распад атомного ядра,
сопровождающийся вылетом из ядра электрона или позитрона.
Обязательно должен выполняться закон сохранения массового

и зарядового числа.
Может сопровождаться образованием антинейтрино ( легких электрически

нейтральных частиц, обладающих большой проникающей способностью)
Физический смысл реакции: После β-распада элемент смещается на одну клетку ближе к концу периодической системы.

Слайд 8 Период полураспада
Период полураспада – время, в течение которого

распадается половина радиоактивных ядер. Эта величина, обозначаемая T1/2, является

константой для данного радиоактивного ядра (изотопа). Величина T1/2 наглядно характеризует скорость распада радиоактивных ядер и эквивалентна двум другим константам, характеризующим эту скорость: среднему времени жизни радиоактивного ядра τ и вероятности распада радиоактивного ядра в единицу времени λ.

Слайд 10 Решение задач
1. Определите ядро какого химического элемента образуется

из углерода—14 в результате бета-распада.
2. Ядро изотопа висмут-211 получилось

из другого ядра после альфа- и бета- распадов. Что это за ядро?
3. Сколько альфа- и бета-распадов происходит в результате превращения радия-226 в свинец-206?

4. В начальный момент времени было 1 000 атомных ядер изотопа с периодом полураспада 5 минут. Сколько ядер этого изотопа останется нераспавшимися через 10 минут?
5. На рисунке приведён график изменения числа ядер находящегося в пробирке радиоактивного изотопа с течением времени. Период полураспада этого изотопа