Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Теологическая философия средних веков

Содержание

1. Становление средневековой теологической философии.2. Патристика. Философия Августина Блаженного.3. Схоластическая философия. Полемика номинализма и реализма.4. Философия Фомы Аквинского.
Теологическая 				философия 				средних 				веков 1. Становление средневековой теологической философии.2. Патристика. Философия Августина Блаженного.3. Схоластическая философия. Полемика Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V Периоды развития средневековой философииАпологетика и патристика (I-VIII в.) – период защиты и Основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа:1. Догмат о божественном творении:Бог В средневековой философии проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:Бог 2. Догмат о божественном откровении:мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен В средневековой философии предпочтение отдавалось религиозной вере, а не знанию, религии, а Главная проблема периода апологетики и патристики – взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой НиссаАфиныРимАлександрияИерусалимКарфагенГиппонКесарияКонстантинопольДамаскТагастПавия Представители патристикиАвгустин. Против академиков.Августин. О порядке.Августин. Исповедь.Августин. О граде Божием. Боэций. Комментарии Августин Аврелий (IV-Vвв.)Христианский философ, пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует понимание. Без Августин Блаженный	   (354-430)Основные труды:«Исповедь» - автобиография, рисующая внутреннее Основные положения философии Августина БлаженногоЗаложил основы догматов католической Церкви.Утверждал, что Бог – Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он Истина образована из идей – мыслей Бога. Бог как Бытие творит, как Тертуллиан Карфагенский, христианский богослов и мыслитель(160-220)Выдвинул тезис о несоединимости философии и христианской Вершиной средневековой философии выступает схоластика (от греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») – систематическая Схоластика (XI-XII вв.) – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого Представитель средневековой философии периода схоластики:Фома Аквинский – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной Фома Аквинский является автором томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви, Основные положения философии Фомы АквинскогоЦель человеческой жизни – достижение счастья, возможное только Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к выводу: вера и знание – Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого Пять собственных доказательств существования Бога: 1. все, что движется, движимо кем-то (чем-то) Ф.Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее существования (экзистенции). Аргумент: сущность В вопросах гносеологии средневековая философия 1. Утверждает познаваемость мира через познание Бога.2.Выделяет Теологическая философия также рассматривает вопрос об отношении общего к единичному: существуют ли Два направления в теологической философии Реализм – направление теологической философии, сторонники которого Проблема универсалийУниверсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что АнтисфенПлатон– Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.– Универсалии образуют высший уровень бытия.Универсалии находятсяв самих вещах.Человеческий ум образует универсальные понятия, Проблема универсалий Реализм и номинализмНоминализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, Универсалии существуют трояко:1. до вещей (ante rem) – как их прообразы в Вопросы? Спасибо завнимание!
Слайды презентации

Слайд 2 1. Становление средневековой теологической философии.
2. Патристика. Философия Августина

1. Становление средневековой теологической философии.2. Патристика. Философия Августина Блаженного.3. Схоластическая философия.

Блаженного.
3. Схоластическая философия. Полемика номинализма и реализма.
4. Философия Фомы

Аквинского.

Слайд 3 Средневековой теологической философией
называется ведущее философское направление, распространенное

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в

в Европе в V – XVI вв., которое признавало

Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творение.

Слайд 4 Периоды развития средневековой философии
Апологетика и патристика (I-VIII в.)

Периоды развития средневековой философииАпологетика и патристика (I-VIII в.) – период защиты

– период защиты и систематизации христианского учения
Схоластика (VIII-XV

вв.) – период систематической разработки христианской философии
Ранняя схоластика (до XII в.)
Период расцвета схоластики (XIII в.)
Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)

Слайд 5 Основные черты средневековой теологической философии:
теоцентризм (главной причиной

Основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей

всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся

Бог);
господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о божественном творении (всего Богом) и о божественном откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

Слайд 6 человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога,

человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой

стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
выдвигалась идея о

воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества.

Слайд 7 В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа:
1.

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа:1. Догмат о божественном

Догмат о божественном творении:
Бог сотворил окружающий мир из ничего,

творение мира есть результат акта Божественной воли, мир сотворен благодаря всемогуществу Бога – креационизм;
единственным творческим началом во Вселенной и подлинным бытием является Бог;
сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
нет четкой границы между Богом и его творением.

Слайд 8 В средневековой философии проблема добра и зла решается

В средневековой философии проблема добра и зла решается исходя из идеи

исходя из идеи творения:
Бог является носителем и сосредоточением добра

и справедливости;
следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;
поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

Слайд 9 2. Догмат о божественном откровении:
мир можно познать, только

2. Догмат о божественном откровении:мир можно познать, только познав Бога; Бог

познав Бога;
Бог недоступен для познания;
несмотря на то, что

Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;
Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.

Слайд 10 В средневековой философии
предпочтение отдавалось религиозной вере, а

В средневековой философии предпочтение отдавалось религиозной вере, а не знанию, религии,

не знанию, религии, а не науке.
Первыми формами выражения

философской мысли явились:
1. апологетика – защитница христианства, направлена была против язычества и враждебных христианству религий;
2. патристика – учение «отцов церкви», священнослужителей, отстаивающих чистоту христианской веры.

Слайд 11 Главная проблема периода апологетики и патристики – взаимоотношения

Главная проблема периода апологетики и патристики – взаимоотношения зарождающегося христианства с

зарождающегося христианства с языческой мудростью, в особенности с античной

философией.
Апологеты – христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение.
Патристика – учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии.
Функции апологетики и патристики – защита и систематизация
христианского учения

Слайд 12 Нисса
Афины
Рим
Александрия
Иерусалим
Карфаген
Гиппон
Кесария
Константинополь
Дамаск
Тагаст
Павия

НиссаАфиныРимАлександрияИерусалимКарфагенГиппонКесарияКонстантинопольДамаскТагастПавия

Слайд 13 Представители патристики
Августин. Против академиков.
Августин. О порядке.
Августин. Исповедь.
Августин. О

Представители патристикиАвгустин. Против академиков.Августин. О порядке.Августин. Исповедь.Августин. О граде Божием. Боэций.

граде Божием.
Боэций. Комментарии к Порфирию.
Боэций. Утешение философией.

Псевдо-Дионисий.
Об именах

Божиих
Таинственное богословие
О небесной иерархии
О церковной иерархии
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной веры

Основные сочинения

Аврелий Августин

Иоанн Дамаскин

Северин Боэций

Псевдо-Дионисий


Слайд 14 Августин Аврелий (IV-Vвв.)
Христианский философ, пропагандировал философствование в вере.

Августин Аврелий (IV-Vвв.)Христианский философ, пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует понимание.

Вера стимулирует понимание. Без мысли нет веры. «Вера ищет,

разум находит». Истину следует искать внутри души.
В «Исповеди» он обращается к своему «Я», обнажая все струны души, показывая, как он отрекся от совей воли во имя Бога. В Душе Бог, углубляясь в Душу мы находим Бога, ибо в душе есть истина.

Слайд 15













Августин Блаженный
(354-430)



Основные труды:
«Исповедь»

Августин Блаженный	  (354-430)Основные труды:«Исповедь» - автобиография, рисующая внутреннее развитие

- автобиография, рисующая внутреннее развитие с детских лет до

утверждения в ортодоксальном христианстве;
«О граде Божием», где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу;
«О прекрасном и пригодном»;
«Против академиков»


Слайд 16 Основные положения философии
Августина Блаженного
Заложил основы догматов католической

Основные положения философии Августина БлаженногоЗаложил основы догматов католической Церкви.Утверждал, что Бог

Церкви.
Утверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают

вечные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок.
Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением.
Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории.


Слайд 17 Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно,

Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что

но все, что он делает, делает через него Бог,

который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки.
Выделяет два источника знания: опыт и веру.
Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друг друга:
«Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».

Слайд 18 Истина образована из идей – мыслей Бога. Бог

Истина образована из идей – мыслей Бога. Бог как Бытие творит,

как Бытие творит, как Истина Он всё освещает, как

любовь Он всё притягивает
и умиротворяет.
Доказательства бытия Бога:
В мире есть совершенное, значит есть его создатель.
Если исключить небольшое число извращенных людей, весь род человеческий признает существование Творца.
Есть разные ступени Блага, за которыми стоит высшее Благо – Бог.
Признавал, что Бог един в трех лицах,
все они равны.

Слайд 19 Тертуллиан Карфагенский,
христианский богослов и мыслитель
(160-220)
Выдвинул тезис о

Тертуллиан Карфагенский, христианский богослов и мыслитель(160-220)Выдвинул тезис о несоединимости философии и

несоединимости философии и христианской веры.
Утверждал веру как высшую истину.
Подчеркивал

пропасть между верой и знанием.
Сформулировал парадоксальный тезис «Верую, ибо абсурдно».

Слайд 20 Вершиной средневековой философии выступает схоластика (от греч. σχολαστικός,

Вершиной средневековой философии выступает схоластика (от греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») –

«учёный, школьный») – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов

и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Основные проблемы периода схоластики:
Вера и знание
Доказательство бытия Бога
Общее и единичное (проблема универсалий)


Слайд 21 Схоластика (XI-XII вв.) – господствующий тип средневековой теологической

Схоластика (XI-XII вв.) – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами

философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности,

замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
Это христианская философия, полностью зависящая от религии и подчиненная мысли и авторитету догмата.

Слайд 22 Представитель средневековой философии периода схоластики:
Фома Аквинский – философ

Представитель средневековой философии периода схоластики:Фома Аквинский – философ и теолог, систематизатор

и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus,

Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев;
с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение
(в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

Слайд 23 Фома Аквинский является автором томизма – одного из

Фома Аквинский является автором томизма – одного из господствующих направлений католической

господствующих направлений католической Церкви, учения о гармонии разума и

веры.
Разум рассматривает как высшую среди человеческих способностей.
Основные произведения Фомы Аквинского – «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии.

Слайд 24 Основные положения философии Фомы Аквинского
Цель человеческой жизни –

Основные положения философии Фомы АквинскогоЦель человеческой жизни – достижение счастья, возможное

достижение счастья, возможное только через познание Бога.
Мир устроен по

принципу иерархии, где Бог – совершенная реальность.
Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера.
Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога.
Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении.
Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти

Слайд 25 Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к выводу:

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к выводу: вера и знание


вера и знание – различные понятия; разумом можно познать

факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение.

Слайд 26 Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность

Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и

естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается

в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении

Слайд 27 Пять собственных доказательств существования Бога:
1. все, что

Пять собственных доказательств существования Бога: 1. все, что движется, движимо кем-то

движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный

двигатель всего – Бог;
2. все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог;
3. случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
4. все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство –Бог;
5. все в окружающем мире имеет какую-либо цель, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог.

Слайд 28 Ф.Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но

Ф.Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего.

и всего сущего. В частности, разделяет сущность (эссенцию) и

существование (экзистенцию).

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).
Эссенция (сущность) характеризует вещь:
Что такое вещь?
Какая вещь?
Для чего она существует?


Слайд 29 Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее

Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее существования (экзистенции). Аргумент:

существования (экзистенции).

Аргумент: сущность воплощается в существовании конкретной вещи

только в результате акта ее творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел в сознании Бога.
Следовательно, сущности могут быть бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому не зависят от существования последних.

Слайд 30 В вопросах гносеологии средневековая философия
1. Утверждает познаваемость

В вопросах гносеологии средневековая философия 1. Утверждает познаваемость мира через познание

мира через познание Бога.
2.Выделяет два вида знания:
сверхъестественное, даваемое

в Божественном откровении и зафиксированное в священных текстах;
естественное, доступное для человеческого разума через толкование священных текстов.


Слайд 31 Теологическая философия также рассматривает вопрос об отношении общего

Теологическая философия также рассматривает вопрос об отношении общего к единичному: существуют

к единичному: существуют ли общие понятия (универсалии) в реальности

или же они являются только именами вещей?
Решения:
Реализм – утверждает, что подлинным бытием являются не сами вещи, а их общее понятие, существующее независимо от вещи как идея Божественного разума.
Представители: Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо, Иоганн Скот (Эриугена), Фома Аквинский (умеренный реализм)
Номинализм – утверждает, что общие понятия не существуют реально, а являются лишь именами вещей, которые человеческий рассудок присваивает группам предметов. Реально же существуют только конкретные вещи, данные в чувственном опыте.
Представители: Уильям Оккам, Росцелин из Компьени

Слайд 32 Два направления в теологической философии
Реализм – направление

Два направления в теологической философии Реализм – направление теологической философии, сторонники

теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е.

подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Познание возможно лишь с помощью разума.
Номинализм – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» – определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

Слайд 33 Проблема универсалий
Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то,

Проблема универсалийУниверсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то,

что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения).
Универсалии следует также отличать от

того, что является общим «по частям» или «по очереди».

Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах.

Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк», «человечество».

Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных.

Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.


Слайд 34 Антисфен
Платон
– Человека и лошадь я вижу, а человечности и

АнтисфенПлатон– Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не

лошадности не вижу.
– Это потому что ты смотришь телесным, а

не духовным оком.

Слайд 35 Универсалии образуют высший уровень бытия.
Универсалии находятся
в самих вещах.
Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя

Универсалии образуют высший уровень бытия.Универсалии находятсяв самих вещах.Человеческий ум образует универсальные

общие признаки единичных вещей.
Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам.
Платон
Аристотель


Слайд 36 Проблема универсалий Реализм и номинализм
Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны

Проблема универсалий Реализм и номинализмНоминализм (лат. nomen, имя) – философское учение,

лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.
Universalia sunt

nomina. Универсалии – это имена (слова).

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности.

Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельно от единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах, причём присутствующие 1) во всех и каждой, 2) неделимо, 3) одновременно и 4) составляя их сущность (субстанцию).


Слайд 37 Универсалии существуют трояко:
1. до вещей (ante rem) –

Универсалии существуют трояко:1. до вещей (ante rem) – как их прообразы

как их прообразы в Божественном уме;
2. в вещах (in

rem) – как их общие свойства;
3. после вещей (post rem) – как понятия нашего ума.

Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

Пьер Абеляр

Фома Аквинский


Слайд 39 Вопросы?

Вопросы?

  • Имя файла: teologicheskaya-filosofiya-srednih-vekov.pptx
  • Количество просмотров: 117
  • Количество скачиваний: 0