Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Социально-гуманитарные науки

Содержание

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКСтановление науки и социально-гуманитарных наук, в частности, — долгий исторический процесс. Под наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деятельности, который в области познания природы сложился в XVII в., а в
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКЧерникова Дарья Васильевна, к.филос.н. chdv@tpu.ru СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКСтановление науки и социально-гуманитарных наук, в частности, СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКК специфике социально-гуманитарных наук относится то, что СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКОднако только очень ограниченный в своих пределах СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКОбъект существует независимо от теории как часть СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКИменно эта проблема является определяющей для разделения СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКВ качестве объекта социального познания может быть СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКОдин и тот же объект может изучаться СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУККак видим, осуществляется сложная процедура трансформации объекта СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКМетодология социально-гуманитарных наук имеет как общенаучное содержание, СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКВ социально-гуманитарном знании преобладают схемы неклассической и СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКМожно говорить о гуманитаризации естественных наук как СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКФилософия часто рассматривала субъекта познания как «мыслящую вещь» (Р. Декарт), СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКСубъект познания должен воспроизвести предмет познания, а значит, косвенно и СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКВ итоге под субъектом познания сегодня понимается как эмпирический субъект СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКК специфике социально-гуманитарного познания относится то, что социальное познание ориентировано СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКВ неклассических концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта в СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКОтветственность субъекта познания состоит в получении достоверного знания. Но в СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКПри расширении роли науки в обществе и ее взаимодействии с СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКОсобенностью социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект представлен дважды ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИСоциокультурная и историческая обусловленность научного ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИПравомерность такого понимания роли нравственных ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИИменно практическое, нравственное сознание устанавливает ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИВебер же считал, что выражение ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИДискуссия о том, может ли ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИИстория науки показала, что прямое КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫПроблема коммуникативности исследуется сегодня в различных направлениях и КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫБезусловно, такого рода коммуникативность оказывает значительное влияние на РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИСуществует общий термин — «науки об обществе», РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИЕсть точка зрения, которая вообще не предполагает РАЗДЕЛЕНИЕ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИВ этой точке зрения игнорируется наличие РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИИмеется и другая точка зрения, согласно которой РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИНо рассмотренная выше натуралистическая исследовательская программа свидетельствует РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИЕдиная система наук об обществе, называемая общественными РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИПо вопросу об их разделении существует несколько РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИПредставитель Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848—1915) РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИТе из наук об обществе, которые похожи РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИРазделение на основе используемых исследовательских программ:к социальным РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИСуществует известная свобода в расширении сферы гуманитарного РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИПрослеживается некоторая тенденция отказа от научного доминирования РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИТребование понятности, доступности для обсуждения заменяется тут РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИАдекватной является реакция, когда от социального теоретика «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙРазвитие естественных, социально-гуманитарных, технических «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙВопрос об ответственности ученых «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙИсточником методологической установки, ориентированной «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙИтак, важнейшими функциями социальных «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙТолько разрушая мнимое всезнание, «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙВ частности, развитие знания «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙВ XIX в. социально-гуманитарное «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙВ целом социально-гуманитарные науки «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙВ «обществах знания» экспертные СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!
Слайды презентации

Слайд 2 СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Становление науки и

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКСтановление науки и социально-гуманитарных наук, в

социально-гуманитарных наук, в частности, — долгий исторический процесс. Под

наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деятельности, который в области познания природы сложился в XVII в., а в познании общества и человека—в конце XIX в. Общество отличается от природы наличием действующего субъекта – человека. К числу общенаучных закономерностей относится исходная ориентация социального познания на критерии научности естествознания. Однако элиминация субъекта плохо согласуется с самой его представленностью в обществе как важной составляющей объекта познания.

Слайд 3 СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
К специфике социально-гуманитарных

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКК специфике социально-гуманитарных наук относится то,

наук относится то, что социальное познание ориентировано преимущественно на

нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности.
Под объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. Например, таким объектом могут быть деятельность государства или ценности общества, коммуникационные процессы.


Слайд 4 СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Однако только очень

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКОднако только очень ограниченный в своих

ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения

в социально-гуманитарных науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки научной дисциплины. Первой научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и способами идеализации. Отношения субъекта к объекту можно назвать отношением ученого и изучаемого им объекта.

Слайд 5 СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Объект существует независимо

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКОбъект существует независимо от теории как

от теории как часть объективной реальности, данной в практике.

Он не представлен в теории в чистом виде, а преобразуется наличными теоретическими средствами соответствующей науки в ее предмет. Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания — получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Такая позиция отвергает наивно-реалистические представления и открывает еще одну проблему теории познания — взаимоотношения объекта и предмета науки.

Слайд 6 СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Именно эта проблема

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКИменно эта проблема является определяющей для

является определяющей для разделения на естественные, технические науки и

науки об обществе. Первые изучают присущие природе объективные закономерности, вторые осуществляют проектирование средств деятельности. Социально-гуманитарные науки анализируют как закономерности социальной жизни, так и ее ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. Здесь конструируются разные предметы познания и различными способами.

Слайд 7 СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В качестве объекта

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКВ качестве объекта социального познания может

социального познания может быть рассмотрено общество в целом, отдельные

сферы общественной жизни, конкретные ее проявления, индивиды, социальные изменения и пр. Бесконечное множество явлений социальной реальности могло породить бесконечное многообразие предметов науки, если бы наука не была структурирована дисциплинарно и не была бы ограничена в своих познавательных возможностях имеющимися концептуальными средствами.

Слайд 8 СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Один и тот

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКОдин и тот же объект может

же объект может изучаться разными науками, и каждая из

них конструирует свой предмет изучения. Такой, например, объект, как человек, в качестве предмета социологии, политологии, экономической науки, культурологии предстает различно. Социология рассматривает его как часть социального целого, политология — как «политическое животное», экономическая наука — как существо, встроенное в процесс производства и потребления, культурология — как носителя ценностей и определенных символических схем поведения.

Слайд 9 СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Как видим, осуществляется

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУККак видим, осуществляется сложная процедура трансформации

сложная процедура трансформации объекта исследования в предмет науки. При

этом процедура применения научного знания к объекту познания обладает не меньшей сложностью, чем конструирование предмета познания. Наука не может решить всех проблем, она не может решить многие проблемы, в частности, потому, что к их решению не готово общество.

Слайд 10 СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Методология социально-гуманитарных наук

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКМетодология социально-гуманитарных наук имеет как общенаучное

имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для

нее в различных областях знания. Методология определяется обычно как рационально-рефлексивный анализ методов познания и практики. Такое определение необходимо, но недостаточно для социально-гуманитарных наук. Оно ориентировано на классическую модель научности естествознания с характерными для нее субъект-объектными отношениями.

Слайд 11 СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В социально-гуманитарном знании

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКВ социально-гуманитарном знании преобладают схемы неклассической

преобладают схемы неклассической и постнеклассической научности, в которых учитывается

включенность субъекта в изучаемый объект — общество, а также включенность в него практики, представленной деятельностью преследующих свои интересы групп. Поэтому методология социально-гуманитарных наук является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта познания и практики.

Слайд 12 СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Можно говорить о

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКМожно говорить о гуманитаризации естественных наук

гуманитаризации естественных наук как о проникновении в них методов

гуманитарного знания. Это накладывает отпечаток на конструирование предмета науки. Под гуманизацией наук понимают требование их применения в интересах человечества и человечности. Гуманизация может достигаться методами научных экспертиз, когда, например, технико-экономически успешный проект не принимается, если затрагивает экологию или здоровье людей. Тем самым в науку и ее применение вносится некоторая размерность, связанная с интересами человека, и она неизбежно вносит изменение в конструирование предмета познания.

Слайд 13 СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Философия часто рассматривала субъекта познания как

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКФилософия часто рассматривала субъекта познания как «мыслящую вещь» (Р.

«мыслящую вещь» (Р. Декарт), взаимодействующую с материальной вещью.
Познание осуществляется

субъектом. В переводе с латинского этот термин означает «лежащий в основании». Без субъекта нет познания. Теория познания строится как теория отношений субъекта к объекту, обеспечивающих получение истинного знания.

Слайд 14 СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Субъект познания должен воспроизвести предмет познания,

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКСубъект познания должен воспроизвести предмет познания, а значит, косвенно

а значит, косвенно и его объект, стремясь исключить собственные

многообразные характеристики, свои ценности и идеалы, обеспечить свободное от оценок познание. Это и будет означать объективность знания, его отнесенность к предмету, а не к познающему субъекту.
Субъект-объектные отношения в познании исторически конкретны. Расширялись пределы научного освоения мира, и то, что не было прежде объектом познания, со временем становилось им.

Слайд 15 СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В итоге под субъектом познания сегодня

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКВ итоге под субъектом познания сегодня понимается как эмпирический

понимается как эмпирический субъект — ученый или научное сообщество,

— который направляет свою деятельность на объект познания посредством изучения сконструированного им предмета познания, так и общество в качестве конечного субъекта познания. Если общество не выработало адекватных предпосылок познания, не подготовило новых методов познания, то познание не сможет быть осуществлено наукой.

Слайд 16 СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
К специфике социально-гуманитарного познания относится то,

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКК специфике социально-гуманитарного познания относится то, что социальное познание

что социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы

неклассической и постнеклассической научности. Субъект-объектная схема познания О — S с самого начала осложнена здесь присутствием субъекта. Прежняя схема принимает вид: O/S — S. Позже в ней начинает фигурировать практика O/S/P — S, где О — объект познания, S — субъект познания, Р — практика.

Слайд 17 СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В неклассических концепциях принимаются во внимание

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКВ неклассических концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта

как наличие субъекта в самом объекте познания, так и

феномены сознания познающего субъекта, которые в конечном итоге должны быть максимально устранены в результате познания. Социальные науки могут познавать объективные закономерности, пробивающие себе дорогу, несмотря на то, что в обществе действуют люди, наделенные волей и сознанием. Здесь истина предстает как отражение этих закономерностей. Но социально-гуманитарное познание интересуют также мотивы и ценности субъекта, групп, включенных в общество, и объективность познания в этом случае представляет собой адекватное понимание этих мотивов и ценностей.

Слайд 18 СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Ответственность субъекта познания состоит в получении

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКОтветственность субъекта познания состоит в получении достоверного знания. Но

достоверного знания. Но в настоящее время сдвигаются рамки взаимоотношения

науки и практики. Сегодня многие достижения науки получены при постановке практических целей, и функционирование науки в обществе влияет на ее познавательные средства. Поэтому часто субъект познания общества взаимодействует с субъектами его преобразования или сам одновременно становится таковым. Это расширяет область ответственности субъекта познания.

Слайд 19 СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
При расширении роли науки в обществе

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКПри расширении роли науки в обществе и ее взаимодействии

и ее взаимодействии с практикой, учете антропологических, экзистенциальных характеристик,

обращении к повседневности субъект познания предстает как целостный человек, но конечным субъектом остается общество. Наука не может сделать больше, чем ей позволяют выработанные обществом познавательные средства и владеющий ими субъект.

Слайд 20 СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Особенностью социально-гуманитарных наук является то, что

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКОсобенностью социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект представлен

здесь субъект представлен дважды — как познающий субъект (индивид,

научное сообщество или общество) и как часть объекта познания, ибо в обществе действует наделенный разумом и волей человек. В целом же субъект-объектное отношение при всех его исторических модификациях сохраняет свою регулятивную роль в познании.

Слайд 21 ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Социокультурная

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИСоциокультурная и историческая обусловленность

и историческая обусловленность научного познания осуществляется не только через

воздействие социальных институтов, политику капиталовложений и государственной поддержки науки, но и на микроуровне, через систему ценностных ориентаций самих ученых. Система идеалов, мировоззренческих и этических ценностей с необходимостью влияют на характер и результаты научной деятельности исследователя.

Слайд 22 ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Правомерность

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИПравомерность такого понимания роли

такого понимания роли нравственных ценностей обоснована в своем классическом

виде кантовской постановкой проблемы как диалектики, взаимозависимости теоретического и практического разума. По Канту, теоретический (научный) разум направлен на познание «мира сущего», практический (нравственное сознание) разум обращен к «миру должного» — нормам, правилам, ценностям.

Слайд 23 ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Именно

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИИменно практическое, нравственное сознание

практическое, нравственное сознание устанавливает моральные запреты на определенные формы

и направления интеллектуальной активности, отвергает использование субъектом теоретического разума как «инструмента» в любой сфере деятельности. Наше время показывает, что это может быть сделано в узко корыстных и антигуманных целях, например, при разрушении экологии природы и человека, в экспериментах на людях, разработке способов их уничтожения и др.

Слайд 24 ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Вебер

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИВебер же считал, что

же считал, что выражение «отнесение к ценностям» является «не

чем иным, как философским истолкованием того специфического научного интереса, который господствует при отборе и формировании объекта эмпирического исследования. Итак, по Веберу, отнесение к ценностям — это методологический прием, который не влияет напрямую на субъективно-практические оценки, однако выполняет регулятивные и предпосылочные функции.

Слайд 25 ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Дискуссия

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИДискуссия о том, может

о том, может ли быть наука свободной от ценностей,

представлена двумя основными подходами:
1) наука должна быть ценностно нейтральной, освобождение от ценностей является условием получения объективной истины, это признавалось классической наукой, но сегодня все больше осознается как упрощенное и неточное;
2) от ценностей невозможно и не следует освобождаться, они являются необходимым условием для становления научного знания, но необходимо найти рациональные формы, в которых фиксируется их присутствие и влияние на знание, а также в целом понимается их роль в каждой из наук.

Слайд 26 ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
История

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИИстория науки показала, что

науки показала, что прямое вмешательство социально-политических и идеологических требований

в естественные науки недопустимо и приводит к возникновению вульгарных форм, псевдонаучных «монстров», как, например, «арийская физика» в Германии 1930-х гг. или «лысенковская биология» и преследование генетики в СССР. В последние десятилетия не только за рубежом, но и в отечественной философии проделана существенная аналитическая работа по выявлению ценностных форм и компонентов в структуре научного знания, в его предпосылках и основаниях.

Слайд 27 КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫ
Проблема коммуникативности исследуется сегодня

КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫПроблема коммуникативности исследуется сегодня в различных направлениях

в различных направлениях и аспектах. Во-первых, как передача информации

с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. Следствия этого процесса самые разнообразные — от прямой передачи информации до воздействия на сознание и поведение участника коммуникации. Одно из социальных последствий этого процесса — возникновение «второй реальности», символической, виртуальной, замещающей саму действительность и выдающей себя за нее.

Слайд 28 КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫ
Безусловно, такого рода коммуникативность

КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫБезусловно, такого рода коммуникативность оказывает значительное влияние

оказывает значительное влияние на существование и развитие наук об

обществе и культуре, по сути, отбирая их базовую функцию «фабрики смыслов», реализуемую через систему образования. Во-вторых, коммуникативность исследуется как профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных.

Слайд 29 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Существует общий термин

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИСуществует общий термин — «науки об

— «науки об обществе», или «социальные науки» (в широком

смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны, есть экономика, социология, наука о праве. С другой — антропология, науки об искусстве, история, культурология. Первые называют социальными в узком смысле слова, в отличие от вышеупомянутого широкого. Вторые — гуманитарными науками. После этой эмпирической классификации необходимо обсуждение критериев разделения на гуманитарные и социальные науки.

Слайд 30 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Есть точка зрения,

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИЕсть точка зрения, которая вообще не

которая вообще не предполагает возможности существования гуманитарных наук. Аргумент

состоит в том, что только в науках, подобных наукам о природе, производится конструирование предмета исследования из существующего объекта с помощью научной процедуры. В гуманитарных науках предмет науки специально не сконструирован, совпадает с объектом, и речь может идти только о гуманистике, но не о специализированной деятельности по производству гуманитарного научного знания.

Слайд 31 РАЗДЕЛЕНИЕ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
В этой

РАЗДЕЛЕНИЕ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИВ этой точке зрения игнорируется

точке зрения игнорируется наличие собственных научных процедур получения гуманитарного

научного знания, которые включают в себя: следование методам соответствующей научной дисциплины; постулат субъективной интерпретации; постулат адекватности. Это отличает гуманитарные науки от социальных, в которых научное утверждение отнесено к сущности и не является понятным для людей, которых оно описывает. Таким образом, гуманитарные науки получают свои процедуры научной деятельности и способы конструирования своего предмета познания.

Слайд 32 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Имеется и другая

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИИмеется и другая точка зрения, согласно

точка зрения, согласно которой включенность субъекта в объект наук

об обществе делает все науки этого цикла гуманитарными. Аргументом является то, что предмет социального познания — мир человека, а не вещь. Все социальные науки изучают деятельность человека, поэтому их можно отнести к гуманитарным наукам. Социальные науки анализируют процессы, динамику, объективные законы. Любое познание социально. Специфика же познания общества такова, что в широком смысле оно является гуманитарным.

Слайд 33 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Но рассмотренная выше

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИНо рассмотренная выше натуралистическая исследовательская программа

натуралистическая исследовательская программа свидетельствует о том, что в этой

группе наук могут применяться методы, сходные с теми, которые работают в естествознании. Культурцентристская исследовательская программа более явно подчеркивает «другую» научность знаний об обществе.

Слайд 34 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Единая система наук

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИЕдиная система наук об обществе, называемая

об обществе, называемая общественными науками, социальными науками (в широком

смысле слова), социально-гуманитарными науками, подразделяется на социальные (в узком, выше представленном смысле слова) науки и науки гуманитарные.

Слайд 35 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
По вопросу об

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИПо вопросу об их разделении существует

их разделении существует несколько точек зрения.
Разделение наук по предмету:

социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, гуманитарные науки — человеческий мир.
Разделение наук по методу, социальные науки — это те, в которых используется метод объяснения, гуманитарными называют науки, где базовым методологическим средством является понимание.
Разделение наук одновременно по предмету и методу. Это предполагает, что специфический объект диктует специфические методы.
Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами.

Слайд 36 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Представитель Баденской школы

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИПредставитель Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд

неокантианства В. Виндельбанд (1848—1915) противопоставил естественным наукам исторические, или

иначе: наукам о природе — науки о культуре. Им соответствует различие в методах. Первые используют номотетический (обобщающий метод), вторые — идиографические (описательные, индивидуализирующие методы). Другой представитель этой школы — Г. Риккерт (1863—1936) считал, что науки делятся на науки о природе (естествознание) и науки о культуре, об истории, чему соответствует различие методов: обобщающие, независимые от ценностей, направленные на выявление закономерностей методы первой группы наук, и индивидуализирующие, связанные с ценностями методы второй группы наук.

Слайд 37 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Те из наук

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИТе из наук об обществе, которые

об обществе, которые похожи на науки о природе по

методам, например социология, получают название социальных наук, те, которые ближе к истории, являются науками о культуре, — гуманитарных наук.

Слайд 38 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Разделение на основе

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИРазделение на основе используемых исследовательских программ:к

используемых исследовательских программ:
к социальным наукам надо отнести те, которые

используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений.
гуманитарными науками будут называться те, которые применяют антинатуралистическую культурцентристскую исследовательскую программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии.

Слайд 39 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Существует известная свобода

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИСуществует известная свобода в расширении сферы

в расширении сферы гуманитарного знания путем применения антинатуралистических культурцентристских

стратегий. Она и рассматривается чаше всего как единственный способ увеличения гуманитарной адекватности всего социального знания. Более того, гуманитарные науки выступают в известной мере моделью знания в целом, поскольку техническое знание обнаружило наличие субъекта в своем объекте, естествознание пересматривает свои объективистские идеалы. Социальная природа науки оказывается методологически значимой для определения ее познавательных идеалов.

Слайд 40 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Прослеживается некоторая тенденция

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИПрослеживается некоторая тенденция отказа от научного

отказа от научного доминирования в социальной сфере и тенденция

критики науки, причем критики во многом справедливой. Подчеркивается значение научно-гуманитарного и вненаучного социального знания. Их непосредственность, понятность для неспециалистов, связь с обыденно-практическим сознанием вызывает естественное доверие к такому типу знания. Однако социальные науки несут ответственность перед людьми за состояние социальной жизни, ибо их цель заключается не только в объективном познании, но и в нахождении путей социально необходимых преобразований.

Слайд 41 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Требование понятности, доступности

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИТребование понятности, доступности для обсуждения заменяется

для обсуждения заменяется тут другим — умением раскрыть социальные

механизмы, дать возможность их использовать, осуществить не только регулятивно-консультативную, но и познавательно-преобразующую, даже технологическую функцию. Социальные науки гуманитарно адекватны, если выполняют эти задачи.

Слайд 42 РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Адекватной является реакция,

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИАдекватной является реакция, когда от социального

когда от социального теоретика требуют обозначить, какие реальные жизненные

проблемы стоят за его построениями и какой вклад в их решение он вносит, а от ученого-гуманитария требуют описания поведения человека в определенной ситуации, уяснения его мотивов, целей и ценностей. Гуманитарное знание об экономических процессах — это знание мотивов экономического поведения, знание поведения человека в экономических процессах. Социальное экономическое знание есть знание законов и механизмов экономической жизни и путей их использования, осуществления экономических целей и мотивов.

Слайд 43 «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙРазвитие естественных, социально-гуманитарных,

ТРАНСФОРМАЦИЙ
Развитие естественных, социально-гуманитарных, технических наук и их взаимодействие с

обществом, а также рост университетов, престижа образования дали старт процессу, который получил название «онаучивание общества». Оно состояло в том, что донаучные и вненаучные представления людей стали пополняться и вытесняться теми, которые пришли вместе с наукой и обрели обыденность в своем употреблении. Онаучивание вело к повышению уровня рациональности в достижении целей, в улучшении жизни людей, в увеличении населения и его благосостояния. Вместе с тем оно разрушало множество иллюзий и ставило вопрос о том, что может и чего не может наука.

Слайд 44 «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙВопрос об ответственности

ТРАНСФОРМАЦИЙ
Вопрос об ответственности ученых или науки в целом ставится

практически в тех случаях, когда возникает опасность, что научные решения не гарантируют положительного социального результата. В большей степени это относится к таким наукам, как экономика, социология, юриспруденция, чьи концепции могут быть положены в основу решений, предлагающих социальные технологии для практического изменения общественных состояний, и в меньшей степени — к гуманитарному знанию, осуществляющему консультативно-регулятивную роль. В любом случае ответственность трактуется как вина за неоптимальный результат.

Слайд 45 «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙИсточником методологической установки,

ТРАНСФОРМАЦИЙ
Источником методологической установки, ориентированной на всезнание и всемогущество, является

онтологизация идеально чистых, «истинных» объектов науки, отождествление научных моделей с реальностью. Попытка навязать реальному объекту свойства идеально чистого, оперирование с реальным объектом как с идеальным рождает убеждение в том, что все, препятствующее этому процессу, есть следствие теоретических ошибок.

Слайд 46 «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙИтак, важнейшими функциями

ТРАНСФОРМАЦИЙ
Итак, важнейшими функциями социальных наук является критика действительности и

ее проблематизация. Вопрос же о том, что позитивного для развития общества может дать наука, который всегда представляется основным, не снимается этими утверждениями, а требует более дифференцированного подхода (применительно к разным областям знаний) и серьезных обсуждений. Многие ожидания от наук об обществе не оправдываются как раз потому, что остается неизвестным, чего следует ожидать от тех или иных наук.

Слайд 47 «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙТолько разрушая мнимое

ТРАНСФОРМАЦИЙ
Только разрушая мнимое всезнание, наука может осуществить свою функцию

производства нового знания. Ф. Хайек сравнивал рынок с наукой, где не просто производится новое знание, а производится незапланированно, неожиданно, посредством открытия того, что нельзя было предположить до его осуществления. Это неожиданно произведенное знание вторгается в общество в его самом драматическом процессе — процессе развития.

Слайд 48 «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙВ частности, развитие

ТРАНСФОРМАЦИЙ
В частности, развитие знания способствует смене индустриального общества на

информационное, которое еще более усиливает роль знания в обществе, в экономике, приводя к возникновению «новой экономики», основанной на научном знании. Нарастание роли знания в обществе стало характеризоваться термином «общество знания». В этом обществе отсутствие необходимого знания является фактором риска. Производство знания, причем знания как научного, так вненаучного, является условием существования общества.

Слайд 49 «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙВ XIX в.

ТРАНСФОРМАЦИЙ
В XIX в. социально-гуманитарное знание обрело дисциплинарную структуру, с

которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о социальной реальности стало дисциплинарно организованным путем разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. Решающую роль в разделении сфер общества и изучающих их дисциплин сыграл либеральный принцип, отделивший государство от экономики и выделивший экономику, политику, культуру и социальную сферы и изучающие их дисциплины.

Слайд 50 «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙВ целом социально-гуманитарные

ТРАНСФОРМАЦИЙ
В целом социально-гуманитарные науки могут играть значительную роль в

преобразовании общества. Так, немецкое послевоенное «чудо» — следствие применения идей немецких экономистов-ордолибералов, японское послевоенное «чудо» — следствие реализации проекта японских социологов. Идеи английского социолога Э. Гидденса и немецкого философа Ю. Хабермаса подготовили политику новых лейбористов в Англии и Г. Шредера в Германии.

Слайд 51 «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙВ «обществах знания»

ТРАНСФОРМАЦИЙ
В «обществах знания» экспертные оценки ученых должны прогнозировать риски

и пути их уменьшения. В этом состоит значение опережающих социальных исследований. Для предотвращения техногенных, политических и других рисков социальные инновации должны предшествовать технологическим, политическим и пр.

  • Имя файла: sotsialno-gumanitarnye-nauki.pptx
  • Количество просмотров: 208
  • Количество скачиваний: 0