Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русская философия

Содержание

Философская система Соловьёва  В.С. Соловьев принадлежит к числу тех, сравнительно немногих, мыслителей которым удалось создать самостоятельную целостную и всестороннюю философскую систему, т.е. учение, охватывающее все традиционные разделы философского знания при единстве подхода, логической последовательности
Русская философия Философская система Соловьёва    В.С. Соловьев принадлежит к числу тех, сравнительно -Русский мыслитель охватил в своем творчестве все классические сюжеты -Общим для Соловьева и западноевропейской философской классики явилось и Философия русского космизмаВ русском космизме выделяют три течения:- Естественнонаучное (Н.Г.Холодный, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, Естественнонаучное течениеЧижевский Александр Леонидович один из основоположников русского космизма наряду с Циолковским и Вернадским. Религиозно-философское Ф.М. Достоевский И Н.Ф. ФедоровФедоров Н.Ф., Соловьев В.С. и Толстой Л.Н. Поэтически-художественное Одоевский В.Ф. Русская портретная галерея. Циолковский Константин ЭдуардовичЦиолковскому, в городе БоровскеРоссийский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Учение Вернадского о био- и   ноосфереВ.И.Вернадский рассматривает человечество как часть ЗаключениеНа современном этапе, Метафизика культуры В.С. Соловьёва Метафизика культуры В.С. Соловьёва Универсальным конструктивным принципом и главным орудием построения всеохватной Метафизическими ориентирами, ведущим в область Абсолюта, становятся познание истины, творчество красоты, устремление Важнейшей формой практической сферы культуры является государство. В духе идей христианского гуманизма Наконец, третья сфера культуры – творчество – завершается соловьёвским проектом теургии. Свободная Философия культуры славянофилов Философия культуры славянофилов разворачивается в рамках романтической парадигмы. Романтизмом была разработана цепь На западе, как считает один из родоначальников славянофильства - И.В. Киреевский, произошло Киреевский противопоставляет Россию Европе на макро – и микроуровнях: на макроуровне речь Антиномии иранского и кушитского типов культуры (на материале историософской концепции А. С. Хомякова) Антиномии иранского и кушитского типов культуры Философия истории одного из родоначальников славянофильства – Антиномии иранского и кушитского типов культурыСамые разные народы могут действовать в истории Антиномия германо – романского и славянского культурно – исторических типов. (на материале Антиномия германо – романского и славянского культурно – исторических типов.Главный труд русского Антиномия германо – романского и славянского культурно – исторических типов.В основе каждой Антиномия германо – романского и славянского культурно – исторических типов.4. четырехосновного – Типы органицизма в русской философии культуры. (по материалам полемики В.С. Соловьёва с Н.Я. Данилевским) Типы органицизма в русской философии культурыПолемика Владимира Соловьёва с идеями Н.Я. Данилевского Очевидно, что в споре В.С. Соловьёва и Данилевского мы имеем дело с Различное понимание целостности культуры приводит Н.Я.Данилевского и В.С.Соловьева к разному решению проблемы
Слайды презентации

Слайд 2


Слайд 3 Философская система Соловьёва
 
В.С. Соловьев принадлежит

Философская система Соловьёва   В.С. Соловьев принадлежит к числу тех, сравнительно

к числу тех, сравнительно немногих, мыслителей которым удалось создать

самостоятельную целостную и всестороннюю философскую систему, т.е. учение, охватывающее все традиционные разделы философского знания при единстве подхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей. Как правило , в системе наличесвует небольшое число исходных принципов, из которых выводятся все остальные идеи и положения. Значимость осуществленного Соловьевым философского проекта тем более возрастает, что он реализовал свою жизненную задачу в рамках русской философской традиции, вовсе не склонной к системосозиданию.
С классическими метафизическими системами европейской мысли философские настроения Соловьева объединяет ряд общих признаков:
-Соловьев поддерживает традиционное деление на теоретическую и практическую философию. Его замысел привести в систематическое единство два основных блока философского знания остался неосуществленным вследствие ранней смерти философа, но сама попытка свидетельствует о верности Соловьева этому классическому принципу.


Слайд 4 -Русский мыслитель охватил в своем

-Русский мыслитель охватил в своем творчестве все классические сюжеты

творчестве все классические сюжеты традиционной метафизики (космологии, онтологии, гносеологии,

психологии) и проблемы философской антропологии и социальной философии, и вопросы этики, эстетики и философии права.
-Классическая философская система позволяет решать все философские вопросы с единой точки зрения. В полном соответствии с традициями системной мысли Соловьев стремился пронизать свое философствование единым принципом, в качестве которого у него выступает принцип всеединства. Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность всех несогласных элементов и стихий бытия. Образование единого человечества, воплощающего идею «положительного всеединства» как идеала целостной жизни, составляет смысл мирового культурно-исторического процесса. Этот процесс развития природного человека к идеальному человечеству путем построения Царства Божьего на земле Соловьев характеризует как Богочеловеческий.

Философская система Соловьёва


Слайд 5 -Общим для Соловьева и западноевропейской

-Общим для Соловьева и западноевропейской философской классики явилось и

философской классики явилось и постановка в центр философствования вопроса

об идеале.
Соловьев постоянно находится в поисках средств для решения своей главной жизненной задачи- разработки самостоятельной философской системы, в связи с этим, принято выделять три периода в творчестве Соловьева: теософский, теократический, теургический.
В первый период (до 1882г) интересы мыслителя сосредотачивались в области теософии, которая есть органический синтез теологии, философии и опытной науки. Во второй (до 1890г.)- в области теократии, в которой должны найти гармоническое соединение три разорванных в реальности сферы деятельности- духовная, государственная и пророческая. Наконец, в последний период его внимание привлекает теургия, которая есть творческое преображение действительности средствами искусства.
 

Философская система Соловьёва


Слайд 6 Философия русского космизма
В русском космизме выделяют три течения:
-

Философия русского космизмаВ русском космизме выделяют три течения:- Естественнонаучное (Н.Г.Холодный, В.И.Вернадский,

Естественнонаучное (Н.Г.Холодный, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский)
- Религиозно-философское (Н.Ф.Федоров, В. С.

Соловьев, С. Н. Булгаков)
- Поэтически-художественное (С.П.Дьячков, В.Ф.Одоевский)


Слайд 7 Естественнонаучное течение
Чижевский Александр Леонидович один из основоположников русского

Естественнонаучное течениеЧижевский Александр Леонидович один из основоположников русского космизма наряду с Циолковским и Вернадским.

космизма наряду с Циолковским и Вернадским.


Слайд 8 Религиозно-философское

Ф.М. Достоевский И Н.Ф. Федоров
Федоров

Религиозно-философское Ф.М. Достоевский И Н.Ф. ФедоровФедоров Н.Ф., Соловьев В.С. и Толстой Л.Н.

Н.Ф., Соловьев В.С. и Толстой Л.Н.


Слайд 9 Поэтически-художественное

Одоевский В.Ф. Русская портретная галерея.

Поэтически-художественное Одоевский В.Ф. Русская портретная галерея.

Слайд 10 Циолковский Константин Эдуардович

Циолковскому, в городе Боровске
Российский

Циолковский Константин ЭдуардовичЦиолковскому, в городе БоровскеРоссийский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель.

и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель.


Слайд 11 Учение Вернадского о био- и ноосфере
В.И.Вернадский

Учение Вернадского о био- и  ноосфереВ.И.Вернадский рассматривает человечество как часть

рассматривает человечество как часть биосферы. Возникающее в процессе биоэволюции

человеческое сознание становится особым фактором эволюции, значение которого возрастает с течением времени. Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир.


Слайд 12

ЗаключениеНа современном этапе, под тяжестью опыта

Заключение
На современном этапе, под тяжестью опыта прошлых поколений,

человек сформировал для себя четкую структуру, выявив наиболее полезные для себя приоритеты. Но как и сотни лет назад, мы не исчерпали в себе вопросов относительно картины мироздания и смысла жизни на земле. И покуда человек будет способен размышлять, там всегда останутся вопросы на которые так и не найдутся ответы.


Слайд 13 Метафизика культуры В.С. Соловьёва

Метафизика культуры В.С. Соловьёва

Слайд 14 Метафизика культуры В.С. Соловьёва
Универсальным конструктивным принципом и главным

Метафизика культуры В.С. Соловьёва Универсальным конструктивным принципом и главным орудием построения

орудием построения всеохватной философской системы выступает у В.С. Соловьева

понятие всеединства. Самая общая формулировка принципа всеединства – “всё существует во всём”. Более строгое определение всеединства предполагает – такое – соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира, это – единство во многообразии.
Метафизика культуры Соловьёва, как и другие разделы его системы, подчинена принципу всеединства. Соловьёв рассматривает культуру как организм и прежде всего занят изучением принципа существования и строения этой органической целостности. Культура, по Соловьёву, существует там и только там, где она обнаруживается связь человека с Абсолютом.


Слайд 15 Метафизическими ориентирами, ведущим в область Абсолюта, становятся познание

Метафизическими ориентирами, ведущим в область Абсолюта, становятся познание истины, творчество красоты,

истины, творчество красоты, устремление к благу. Мыслитель выделяет три

конкретные сферы культуры: область практической деятельности (воля), теоретико – познавательную сферу (разум), область художественного творчества (чувство). Органическое строение культуры у Соловьёва подчиненно принципу иерархизма. В каждой из трёх сфер культуры существует иерархия форм, ценностей, определяемых по их отношению к верховной ценности – Богу.
1 степень – абсолютная форма связи с Богом;
2 степень – формальная связь с Абсолютом;
3 степень – материальная форма связи с Абсолютом.

Метафизика культуры В.С. Соловьёва


Слайд 16 Важнейшей формой практической сферы культуры является государство. В

Важнейшей формой практической сферы культуры является государство. В духе идей христианского

духе идей христианского гуманизма Соловьёв настаивает, что в области

международных отношений должен господствовать принцип: люби все другие народы, как свой собственный. С т. зр. Нравственного критерия, “государство есть собирательно организованная жалость”, по отношению к слабым и обездоленным.
Вторая сфера в той органической модели, которую конструирует Соловьёв в своей концептуальной работе “Философские начала цельного знания”, - сфера знания. Она завершается вторым по счёту органическим синтезом в культурологической схеме Соловьёва – теософией. Свободная теософия достигается гармоничным сочетанием эмитрического, рационального мистического видов познания.

Метафизика культуры В.С. Соловьёва


Слайд 17 Наконец, третья сфера культуры – творчество – завершается

Наконец, третья сфера культуры – творчество – завершается соловьёвским проектом теургии.

соловьёвским проектом теургии. Свободная теургия – это религиозное искусство,

призванное воздействовать на жизнь для внедрения в неё христианских ценностей. С этим третьим органическим синтезом культурологическая система Соловьёва обретает законченный вид.
 

Метафизика культуры В.С. Соловьёва


Слайд 18 Философия культуры славянофилов

Философия культуры славянофилов

Слайд 19 Философия культуры славянофилов разворачивается в рамках романтической парадигмы.

Философия культуры славянофилов разворачивается в рамках романтической парадигмы. Романтизмом была разработана

Романтизмом была разработана цепь бинарных оппозиций, одна из которых

характеризует мировоззренческий позитив романтика, другая – то, от чего романтик отталкивается как от извращенной реальности. Наиболее значимой должна быть признана антиномия организма и механизма на онтологическом уровне, а на гносеологическом – антиномия рассудочного (отвлеченного) познания и интуитивно – целостного постижения действительности, на этой основе развертываются остальные культурологические антиномии романтизма. Наглядное представление о них можно получить при ознакомлении с культурофиласофскими построения славянофильства в целом.
Для славянофильства характерно конструирование обширной системы символический противопоставлений западноевропейского духа (рационального, формально – логического) «православно – русскому» духу («живому», «цельному»). Все культурные оппозиции исходят из основополагающей славянофильской антиномии: европейский индивидуализм – русское единство.

Философия культуры славянофилов


Слайд 20 На западе, как считает один из родоначальников славянофильства

На западе, как считает один из родоначальников славянофильства - И.В. Киреевский,

- И.В. Киреевский, произошло такое раздвоение духа и мышления,

государства, сословий, семейных прав и обязанностей, что гармонии достичь почти невозможно. Русский мыслитель сравнивает европейца со зрителем в театре, который равно способен всему сочувствовать, все одинаково любить, ко всему стремиться под условием только, чтобы личность его ни отчего не страдала и не беспокоилась. Наоборот, России присущи цельность и разумность, органическое сочетание любви и свободы, позволяющее успешно противостоять рассудочности, вещественности, формализму.
Киреевский, равно, как и Хомяков, соединяет гносеологический подход с культурологическим экскурсом в историю, цель которого – доказать бесперспективность философии отвлеченного разума, а вместе с ней и всей европейской культуры, построенной на ложных основаниях.

Философия культуры славянофилов


Слайд 21 Киреевский противопоставляет Россию Европе на макро – и

Киреевский противопоставляет Россию Европе на макро – и микроуровнях: на макроуровне

микроуровнях: на макроуровне речь идет о двух о двух

типах просвещения (образования): европейскому раздвоению (рассудочному секуляризированному просвещению) противостоит просвещение русское, полученное от Византии и основанное на началах братства и смирения. На микроуровне «раздвоенному», односторонне рассудочному западному человеку противостоит человек русской культуры, носитель целостного сознания. Сама эта целостность понимается Киреевским как органическое единство рассудочной и эмоциональной сфере его жизни.
Своеобразна славянофильская методология культурологических сравнений: сопоставляется то, что сознательно проявлено Европой в полной мере, с тем, что в России существует пока в потенциальном и неосознанном виде. Фактически идет противопоставление сущностей, «ценностно-нагруженных» образов культур.

Философия культуры славянофилов


Слайд 22 Антиномии иранского и кушитского типов культуры (на материале историософской

Антиномии иранского и кушитского типов культуры (на материале историософской концепции А. С. Хомякова)

концепции А. С. Хомякова)


Слайд 23 Антиномии иранского и кушитского типов культуры
 Философия истории одного

Антиномии иранского и кушитского типов культуры Философия истории одного из родоначальников славянофильства

из родоначальников славянофильства – А.С. Хомякова – наиболее полно

изложена в его “Записках о всемирной истории”. Из трёх возможных разделений человечества (по племенам, по государствам, по верам)наиболее значимым, с т.зр. Хомякова, оказывается последнею Именно вера определяла историческую судьбу конкретного народа. Если для духовной жизни народа свойственна вера в трансцендентное (запредельное) начало, которое и гарантирует свободу в мире, то культура такого народа может быть символически обозначена как иранство, и наоборот: вера в то, что всё в мире подчиненно необходимости, ведёт к развитию кушитского типа культуры.
Антиномия свободы и необходимости выступает в философии истории Хомякова как антиномия культурных типов. Историческая схема Хомякова принципиально лишена постоянного географического и культурно – исторического центра. История представляется русскому философу ареной напряжённой борьбы двух начал: иранского и кушитского, которые действуют в различных культурно – этических ареалах.


Слайд 24 Антиномии иранского и кушитского типов культуры
Самые разные народы

Антиномии иранского и кушитского типов культурыСамые разные народы могут действовать в

могут действовать в истории под знаком иранства или кушитсва,

которые становятся символами различных культурных ориентаций: иранство – на духовную свободу, а кушитсво – на материальные силы, природную необходимость, вещественную сторону жизни. Соответственно этому кушитство особенно ярко проявляется в материальных искусствах – живописи и зодчестве, иранство – в литературе и музыке.
Стихия кушитства – анализ и рационализм, иранство склоняется к синтетическому, не расчленённому восприятию мира. Символ веры в стихии иранства – божество в виде свободно творящей личности. Кушитство ведёт к пантеизму и учению об эманации.
Народы под влиянием кушитства развиваются односторонне. Возникают культуры односторонне направленные: Китай – на этику, Индия – на философию, Греция – на эстетику, Рим – политику. Это состояние характеризирует наибольшую степень разобщённости человечества.
История представляется Хомякову процессом измельчения культур. Последней фазой мировой борьбы ирантсва и кушитства является противостояние России и Европы. Россия должна, по убеждению Хомякова, указать человечеству путь к соборности как высшему воплощению иранской идеи.


Слайд 25 Антиномия германо – романского и славянского культурно –

Антиномия германо – романского и славянского культурно – исторических типов. (на

исторических типов. (на материале работы Н.Я. Данилевского “Россия и Европа”)  


Слайд 26 Антиномия германо – романского и славянского культурно –

Антиномия германо – романского и славянского культурно – исторических типов.Главный труд

исторических типов.
Главный труд русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского (1822

– 1885) «Россия и Европа» содержит изложения его самобытной теории культурно – исторических типов. В случае Данилевского мы имеем дело с первой культурологической теорией в русской мысли, которая получила обще мировой резонанс и положила начало одному из самых влиятельных направлений культурофилософской мысли ХХ века – концепции локальных цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Под культурно – историческим типом Данилевский понимает самостоятельные системы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного развития. Данилевский насчитывает десять самобытных культурно-исторических типов: 1)египетский 2)китайский 3) вавилонский 4) индийский 5) иранский 6) греческий 7) римский 8) еврейский 9) аравийский 10) германо-романский (европейский). К ним можно еще причислить два американских типа: мексиканский и перуанский , погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития. Данилевский ожидает появления культурно – исторического типа – славянского, самого перспективного по своему культурному потенциалу.

Слайд 27 Антиномия германо – романского и славянского культурно –

Антиномия германо – романского и славянского культурно – исторических типов.В основе

исторических типов.
В основе каждой локальной культуры лежит тот или

иной вид культурной деятельности. Человечество может развиваться, по Данилевскому, актуализируя различные стороны своего культурно – деятельностного существования: религиозную, собственно-культурную (наилучшую, эстетическую, промышленно-техническую), политическую и общественно-экономическую. Различие цивилизаций по количественному признаку – числу основ культурной деятельности, позволяет установить существования следующих типов:
1. первобытного автохтонного ( египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская цивилизации). Культуры этого типа слитны, синкретичны, в них не было четкого разделения видов деятельности.
2. одноосновного, включающего европейский, греческий, римский культурно-исторические типы. Названные цивилизации развивали преимущественно одну из сторон деятельности: еврейская - религиозную, греческая – собственно культурную, а римская – политическую.
3. двуосновного – германо – романская цивилизация, достигшая ощутительных успехов сразу в двух направлениях – в политической и собственно культурной формах деятельности.


Слайд 28 Антиномия германо – романского и славянского культурно –

Антиномия германо – романского и славянского культурно – исторических типов.4. четырехосновного

исторических типов.
4. четырехосновного – возможный в будущем славянский культурно-исторический

тип, от которого Данилевский ждет гармоничного развития религии, культуры, политики и общественно-экономического строя.
Русский мыслитель даст в «России и Европе» подробный сравнительный анализ двух культурно-исторических типов: германо-романского и славянского. Сравнение проводиться Данилевским в системной форме по определенной продуманной схеме: в начале культурная оппозиция Европы и России прослеживается по трем параметрам – этническому (находящему выражение в психическом строе народов), этиконфессиональному и исторической судьбы народа.
На политологическом уровне сравнительный анализ дает основания Данилевскому сделать вывод о том, что многоуровневая конфронтация европейского и славянского миров чревато столкновением цивилизаций.
В культурологической плоскости столь радикальное утверждение не совместимости двух цивилизаций преследовала цель доказать невозможность преемственности существенных черт иной культуры.



Слайд 29 Типы органицизма в русской философии культуры. (по материалам полемики

Типы органицизма в русской философии культуры. (по материалам полемики В.С. Соловьёва с Н.Я. Данилевским)

В.С. Соловьёва с Н.Я. Данилевским)


Слайд 30 Типы органицизма в русской философии культуры
Полемика Владимира Соловьёва

Типы органицизма в русской философии культурыПолемика Владимира Соловьёва с идеями Н.Я.

с идеями Н.Я. Данилевского оказалась своего рода продолжением старого

спора славянофилов и западников. При разработке проекта “русской идеи” Соловьев сознательно исходил из необходимости преодолении противоположности между славянофильством и западничеством. Спор двух русских мыслителей носил заочный характер, так как к тому времени Данилевского уже не было в живых, и защиту его философско – исторической схемы взял на себя Н.Н. Страхов.
Теоретическим ядром полемики становится проблемой соотношения человечества и его составных частей, прежде всего народов, образующих культурные и государственные целостности. Представляя позицию христианского органического миропонимания, восходящую ко временам ап. Павла, Соловьёв выражает взгляд, согласно которому человечество относится к народам, его составляющим, не как род к видам, а как целое к частям.

Слайд 31 Очевидно, что в споре В.С. Соловьёва и Данилевского

Очевидно, что в споре В.С. Соловьёва и Данилевского мы имеем дело

мы имеем дело с оппозицией двух типов органицизма. Если

Н.Я.Данилевский понимает под целостностью культуры локальную, замкнутую типологическую целостность, то В.С.Соловьев, с позиции христианского универсализма, рассматривает единство культуры как открытую целостность. В.С.Соловьев не мог принять точку зрения Н.Я.Данилевского именно потому, что по-другому решал антиномию целого и части. В плоскости философии культуры антиномия целого и части формулируется как проблема соотношения общечеловеческого и национального, универсального и локального.
Для В.С.Соловьева – мировой историко-культурный процесс служит основой, определяющей характер, особенности и исторические судьбы частей (отдельных культур). Позиция Н.Я.Данилевского может быть охарактеризована как номинализм, тогда как В.С.Соловьев стоял на точке зрения реализма (в классическом – средневековом – смысле этого термина), потому что признавал существование наиболее общих культурных универсалий, в число которых, в первую очередь, входит понятие человечества.

Типы органицизма в русской философии культуры


  • Имя файла: russkaya-filosofiya.pptx
  • Количество просмотров: 128
  • Количество скачиваний: 0