Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Постструктурализм (постмодерн) как парадигма социокультурных исследований

Содержание

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМОбщее название ряда подходов в социально-гуманитарном и философском познании 1970-80-х гг. в период научного интереса к этике индивидуализма, гедонизмаНаправление, сложив­шееся на основе развития, преодоления и отрицания структурализма, полагающее в центр внимания не структуру, но несистемное, неструктурируемое
Постструктурализм (постмодерн) как парадигма социокультурных исследованийавтор: к.ф.н Суховецкая Г.В.gvsuhoveckaya@sfedu.ruРостов-на-Дону, 2017ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМОбщее название ряда подходов в социально-гуманитарном и философском познании 1970-80-х гг. в Причины возникновенияИсчерпанность управленческого потенциала государстваАнтигуманность процессов технологической коммуникацииАктивное включение в социальный процесс Основы мировоззренияКосмизмЭкологизмФеминизмПостгуманизмНовая сексуальность Принципы постструктурализмаПринцип методологического сомнения по отношению ко всем позитивным истинам, установкам и Принципы постструктурализмаДеструктурация - отрицание структуралистского понимания бессознательногоБессознательное не есть универсальные упорядочивающие структуры, Принципы постструктурализмаДецентрация, тотальный плюрализмЗнаково-символические структуры – не универсальны, но историчны, порождены нововременным Ризома(фр. rhizome — корневище) — понятие, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ Делез Ж., Гваттари Ф. Rhizome. 1976Мир потерял свой стерженьРизома есть Э. Ионеско КультураСвободная стихия творчества, игры, реализации желанияКультура понимается как совокупность текстовИнтерпретация текста – Объект анализа в постструктурализмеконтекст – совокупность смыслов стоящих за текстом и определяющих ЗнакЗнак есть не указание на какой-либо предмет или смысл, а наоборот, указание Симулякр(франц. simulacre, от лат. simulacrum — образ, подобие) — псевдовещь, замещающая реальность, Цель постструктурализма Деконструкция текста, понимаемая как демонтаж процесса порождения текста, выявление тех Основные процедуры деконструкции«Разборка» текста на элементарные формы во всех планах – композиционном, Деконструкция Жак Деррида (1930-2004) «О грамматологии» (1967) «Голос и феномен» (1967) «Письмо и Лого-фоно-фаллоцентризмЛогоцентризм – это не универсальная, но европейская структураФоноцентризм - продолжение логоцентризма, поскольку ЭпистемологияИнтенциональность – это не структура, но желание – стихийная иррациональная силаПодлинное философствование, ДеконструкцияПознавательный императивОна подвергает критике не только внутреннее строение философем, но и их Жиль Делёз (1925-1995) «Ницше и философия» (1962) «Различие и повторение» (1968) «Представление Трансцендентальный эмпиризмКлючевая идея – апология плюральности мира, критика бинаризма структурализма и утверждение принципа бесформенного хаоса Принципы ризомностипринцип связи, гетерогенности, согласно которому любая точка ризомы может и должна Методология шизоанализаЖелание - внутренний двигатель общественного развития, пронизывающий социальное тело сексуальностью и «Логика смысла»Проблема смысла - это проблема языка, который является семиотической системой Смысл «Логика смысла»«Смысл - это выражаемоев предложении - этобестелесная, сложная и нередуцируемая ни Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998)Теоретик «нерепрезентативной эстетики», создатель концепции «нарратологии», обосновывающей ситуацию постмодернизма в философииПостмодерн Типы нарративаОсновной формой «употребления» знания являются «нарративы» — повествовательные структуры, характеризующие определенный Типы нарратива«Языческие» микронарративы, которые обеспечивают целостность обыденной жизни в ее повседневном опыте Типы нарративаСам дискурс является метанаррацией и создает «социальную мифологию», которая поддерживает функционирование Жан Бодрийяр (1929-2007)Французский философ, культуролог, наиболее социально-ориентированный представитель философии постмодернизма«Система вещей» 1970«Символический СимулякрОбраз, поглощающий, вытесняющий реальностьСовременное общество стало обществом потребления, в котором все, в Развите симулякразнак, обозначающий реальностьзнак, искажающий, маскирующий реальностьзнак-фикция, не связанная никак с обозначаемой Типы симулякраПодделка – симулякр действует на основе естественного закона ценностиПроизводство – на Семинар1. Жак Деррида – от герменевтики к постструктурализму. Идея деконструкции. Проблема познания2. ЛитератураИстория философии: Учебник / Под ред. Ч.С. Кирвеля. М,. 2003, гл.10, 11.История философии. Учебник Спасибо за внимание!
Слайды презентации

Слайд 2 ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
Общее название ряда подходов в социально-гуманитарном и философском

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМОбщее название ряда подходов в социально-гуманитарном и философском познании 1970-80-х гг.

познании 1970-80-х гг. в период научного интереса к этике

индивидуализма, гедонизма
Направление, сложив­шееся на основе развития, преодоления и отрицания структурализма, полагающее в центр внимания не структуру, но несистемное, неструктурируемое жела­ние, понимаемое как источник всех форм культурной действительности

Пикассо Пабло.
Авиньонские девицы


Слайд 3 Причины возникновения
Исчерпанность управленческого потенциала государства
Антигуманность процессов технологической коммуникации
Активное

Причины возникновенияИсчерпанность управленческого потенциала государстваАнтигуманность процессов технологической коммуникацииАктивное включение в социальный

включение в социальный процесс новых социальных групп (феминисты, экологи)


Слайд 4 Основы мировоззрения
Космизм
Экологизм
Феминизм
Постгуманизм
Новая сексуальность

Основы мировоззренияКосмизмЭкологизмФеминизмПостгуманизмНовая сексуальность

Слайд 5 Принципы постструктурализма
Принцип методологического сомнения по отношению ко всем

Принципы постструктурализмаПринцип методологического сомнения по отношению ко всем позитивным истинам, установкам

позитивным истинам, установкам и убеждениям
Постструктурализм существует как полемическое пространство,

где в постоянном диалоге сосуществуют разнородные концепции

Слайд 6 Принципы постструктурализма
Деструктурация - отрицание структуралистского понимания бессознательного
Бессознательное не

Принципы постструктурализмаДеструктурация - отрицание структуралистского понимания бессознательногоБессознательное не есть универсальные упорядочивающие

есть универсальные упорядочивающие структуры, но разомкнутая хаотичная «магма» желаний,

«машины желаний»
На первое место выходят несистемные, неструктурируемые явления, их источник -субъективность, индивидуальные особенности психики, воля

Слайд 7 Принципы постструктурализма
Децентрация, тотальный плюрализм
Знаково-символические структуры – не универсальны,

Принципы постструктурализмаДецентрация, тотальный плюрализмЗнаково-символические структуры – не универсальны, но историчны, порождены

но историчны, порождены нововременным европейским структурирующим разумом, модернистской метафизической

и научной традицией
Принцип мировоззренческого хаоса, метафорически выраженный в понятии «мир-ризома»

Слайд 8 Ризома
(фр. rhizome — корневище) — понятие, фиксирующее принципиально

Ризома(фр. rhizome — корневище) — понятие, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный

внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность

для имманентной автохтонной подвижности и реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования

Слайд 9 Делез Ж., Гваттари Ф. Rhizome. 1976
Мир потерял свой

Делез Ж., Гваттари Ф. Rhizome. 1976Мир потерял свой стерженьРизома есть

стержень
Ризома есть "семиотичное звено, как клубень, в котором спрессованы

самые разнообразные виды деятельности — лингвистической, перцептивной, миметической, жестикуляционной, познавательной; самих по себе языка, его универсальности не существует, мы видим лишь состязание диалектов, говоров, жаргонов, специальных языков" — словно "крысы извиваются одна поверх другой"

Слайд 10 Э. Ионеско "Трагедия языка"
Произошло странное событие, и я

Э. Ионеско

не понимаю, как это случилось: текст преобразился перед моими

глазами... Вполне простые и ясные предложения... сами по пришли в движение: они испортились, извратились

Слайд 11 Культура
Свободная стихия творчества, игры, реализации желания
Культура понимается как

КультураСвободная стихия творчества, игры, реализации желанияКультура понимается как совокупность текстовИнтерпретация текста

совокупность текстов
Интерпретация текста – это понимание в нем того,

что вынесено за скобки и выводит за пределы самого текста в мир желаний

Слайд 12 Объект анализа в постструктурализме
контекст – совокупность смыслов стоящих

Объект анализа в постструктурализмеконтекст – совокупность смыслов стоящих за текстом и

за текстом и определяющих его
динамика, изменчивость, нивелируемая при структурном

анализе
несистемные, нерасчлененные элементы текста, несводимые к дихотомическому делению

Слайд 13 Знак
Знак есть не указание на какой-либо предмет или

ЗнакЗнак есть не указание на какой-либо предмет или смысл, а наоборот,

смысл, а наоборот, указание на его отсутствие
Знак и смысл

превращаются в фикцию, симулякр
Знак ничего не означает или означает лишь самого себя, но при этом в человеческом общении он сохраняет свойство симулякра, детерминируя человека

Слайд 14 Симулякр
(франц. simulacre, от лат. simulacrum — образ, подобие)

Симулякр(франц. simulacre, от лат. simulacrum — образ, подобие) — псевдовещь, замещающая

— псевдовещь, замещающая реальность, образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие
Представление

становится симулякром, если оно отражает глубинную реальность, маскирует или денатурализирует ее, маскирует отсутствие глубинной реальности или вообще не соотносится с какой-либо реальностью

Слайд 15 Цель постструктурализма
Деконструкция текста, понимаемая как демонтаж процесса

Цель постструктурализма Деконструкция текста, понимаемая как демонтаж процесса порождения текста, выявление

порождения текста, выявление тех элементов, из которых он собран,

обнажение не структуры, но технологии создания текста, обнаружение его интертекстуальных зависимостей, анализ бинарных оппозиций, направленный на нивелирование их противостояния

Слайд 16 Основные процедуры деконструкции
«Разборка» текста на элементарные формы во

Основные процедуры деконструкции«Разборка» текста на элементарные формы во всех планах –

всех планах – композиционном, сюжетном, стилистическом, психологическом
«Сборка» текста -

интерпретация, направленная на выявление того, что внесено в этот текст конкретным контекстом его создания, желанием его создателя и дискурсом власти


Слайд 17 Деконструкция

Деконструкция

Слайд 18 Жак Деррида (1930-2004)
«О грамматологии» (1967)
«Голос и

Жак Деррида (1930-2004) «О грамматологии» (1967) «Голос и феномен» (1967) «Письмо

феномен» (1967)
«Письмо и различие» (1967)
«Поля философии» (1972)

«Похоронный звон» (1974)
«Шпоры. Стили Ницше» (1978)
«Психея. Изобретение другого» (1987)
«Призраки Маркса» (1993)
«Сила закона» (1994)
«Маркс и сыновья» (2002)

Слайд 19 Лого-фоно-фаллоцентризм
Логоцентризм – это не универсальная, но европейская структура
Фоноцентризм

Лого-фоно-фаллоцентризмЛогоцентризм – это не универсальная, но европейская структураФоноцентризм - продолжение логоцентризма,

- продолжение логоцентризма, поскольку голос понимается традиционной метафизикой в

его непосредственной связи со смыслом
Логофоноцентризм основан на патриархальных принципах половой иерархии. Это проявление маскулинности и фаллоцентризма
Структурализм - воплощение лого-фоно-фаллоцентризма

Слайд 20 Эпистемология
Интенциональность – это не структура, но желание –

ЭпистемологияИнтенциональность – это не структура, но желание – стихийная иррациональная силаПодлинное

стихийная иррациональная сила
Подлинное философствование, не упуская из виду тему

единства, должно сконцентрироваться на теме различий или «различаний»

Слайд 21 Деконструкция
Познавательный императив
Она подвергает критике не только внутреннее строение

ДеконструкцияПознавательный императивОна подвергает критике не только внутреннее строение философем, но и

философем, но и их внешнее воплощение – экономические, политические,

педагогические и иные структуры
В конечном счете, деконструкция есть демистификация власти

Слайд 22 Жиль Делёз (1925-1995)
«Ницше и философия» (1962)
«Различие

Жиль Делёз (1925-1995) «Ницше и философия» (1962) «Различие и повторение» (1968)

и повторение» (1968)
«Представление Захер-Мазоха. Холодное и жестокое» (1968

)
«Логика смысла» (1969)
«Капитализм и шизофрения» (1972-1980) (совместно с Ф.Гваттари)

«Возможно, придет день, когда нынешний век назовут веком Делеза» (М.Фуко)





Слайд 23 Трансцендентальный эмпиризм
Ключевая идея – апология плюральности мира, критика

Трансцендентальный эмпиризмКлючевая идея – апология плюральности мира, критика бинаризма структурализма и утверждение принципа бесформенного хаоса

бинаризма структурализма и утверждение принципа бесформенного хаоса


Слайд 24 Принципы ризомности
принцип связи, гетерогенности, согласно которому любая точка

Принципы ризомностипринцип связи, гетерогенности, согласно которому любая точка ризомы может и

ризомы может и должна быть связана с любой другой

ее точкой
принцип множественности, утверждающий отсутствие единства как стержня
принцип «незначащего разрыва», т.е. ризома может быть оборвана, разбита, однако она вновь наращивает свои или иные линии
принцип незавершенности, определяющий логику ризомы как логику карты, которая открыта, доступна по всем направлениям, следовательно, ее можно разобрать, изменить, поправить, разорвать, перевернуть, тогда как логика дерева – логика кальки и воспроизведения

Слайд 25 Методология шизоанализа
Желание - внутренний двигатель общественного развития, пронизывающий

Методология шизоанализаЖелание - внутренний двигатель общественного развития, пронизывающий социальное тело сексуальностью

социальное тело сексуальностью и любовью
Общество - есть желающая машина
«Коллективное

бессознательное» - причина всех изменений в обществе
Шизофрения - главное освободительное начало для личности и главная революционная сила для общества

Слайд 26 «Логика смысла»
Проблема смысла - это проблема языка, который

«Логика смысла»Проблема смысла - это проблема языка, который является семиотической системой

является семиотической системой
Смысл - это особая сущность
Поскольку

смысл конституируется в языке в процессе становления, он выражен глаголом. Глагол выражает не бытие, а способ бытия
Смысл одновременно является и событием, и со-бытием

Слайд 27 «Логика смысла»
«Смысл - это выражаемое
в предложении - это
бестелесная,

«Логика смысла»«Смысл - это выражаемоев предложении - этобестелесная, сложная и нередуцируемая

сложная и не
редуцируемая ни к чему
иному сущность на
поверхности вещей,

чистое
событие, присущее
предложению и обитающее
в нем»

Слайд 28 Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998)
Теоретик «нерепрезентативной эстетики», создатель концепции «нарратологии», обосновывающей

Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998)Теоретик «нерепрезентативной эстетики», создатель концепции «нарратологии», обосновывающей ситуацию постмодернизма в

ситуацию постмодернизма в философии
Постмодерн как кризис метасценариев (великих проектов)
«Феноменология»

(1954)
«Отклонение исходя из Маркса и Фрейда» (1968)
«Либидинальная экономия» (1974)
«Состояние Постмодерна» (1979)


Слайд 29 Типы нарратива
Основной формой «употребления» знания являются «нарративы» —

Типы нарративаОсновной формой «употребления» знания являются «нарративы» — повествовательные структуры, характеризующие

повествовательные структуры, характеризующие определенный тип дискурса в различные исторические

периоды:
1) «Легитимирующие» макронарративы, цель которых — обосновать господство существующего политического строя, законов, моральных норм, присущего им образа мышления и структуры социальных институтов

Слайд 30 Типы нарратива
«Языческие» микронарративы, которые обеспечивают целостность обыденной жизни

Типы нарратива«Языческие» микронарративы, которые обеспечивают целостность обыденной жизни в ее повседневном

в ее повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов

(напр., семьи), и не претендуют на позиции власти

Слайд 31 Типы нарратива
Сам дискурс является метанаррацией и создает «социальную

Типы нарративаСам дискурс является метанаррацией и создает «социальную мифологию», которая поддерживает

мифологию», которая поддерживает функционирование всех механизмов управления
Специфика нашего времени

как «после современного» («постмодерна») заключается в утрате макронарративами своей легитимирующей силы

Слайд 32 Жан Бодрийяр (1929-2007)
Французский философ, культуролог, наиболее социально-ориентированный представитель

Жан Бодрийяр (1929-2007)Французский философ, культуролог, наиболее социально-ориентированный представитель философии постмодернизма«Система вещей»

философии постмодернизма
«Система вещей» 1970
«Символический обмен и смерть» 1976
«О соблазне»

1979
«Симулякры и симуляция» 1981
«Прозрачность зла» 1990
«Фатальные страсти» 1983


Слайд 33 Симулякр
Образ, поглощающий, вытесняющий реальность
Современное общество стало обществом потребления,

СимулякрОбраз, поглощающий, вытесняющий реальностьСовременное общество стало обществом потребления, в котором все,

в котором все, в том числе человеческие стремления, идеи,

эмоции, материализуются в знаках и вещах, чтобы стать предметом покупки и потребления
Современная культура - мир симулякров, формирующих стагнирующую ирреальность
Мир симулякров - мир иллюзорной реальности, кризисной культуры

Слайд 34 Развите симулякра
знак, обозначающий реальность
знак, искажающий, маскирующий реальность
знак-фикция, не

Развите симулякразнак, обозначающий реальностьзнак, искажающий, маскирующий реальностьзнак-фикция, не связанная никак с

связанная никак с обозначаемой реальностью
знак и язык как собственное

объективно существующее пространство, не связанное ни с человеком, ни с действительностью

Слайд 35 Типы симулякра
Подделка – симулякр действует на основе естественного

Типы симулякраПодделка – симулякр действует на основе естественного закона ценностиПроизводство –

закона ценности
Производство – на основе рыночного закона стоимости
Симуляция –

на основе структурного закона ценности

Слайд 36 Семинар
1. Жак Деррида – от герменевтики к постструктурализму.

Семинар1. Жак Деррида – от герменевтики к постструктурализму. Идея деконструкции. Проблема

Идея деконструкции. Проблема познания
2. Жиль Делёз. Шизоанализ. Ризома. Игра
3.

Жан Лиотар. Кризис нарратива. Языковые игры и проблема справедливости
4. Жан Бодрийяр: концепция симулякра, общество потребления и кризис культуры
5. Проблема телесности в постмодерне (от Фуко до Делеза)

Слайд 37 Литература
История философии: Учебник / Под ред. Ч.С. Кирвеля. М,. 2003,

ЛитератураИстория философии: Учебник / Под ред. Ч.С. Кирвеля. М,. 2003, гл.10, 11.История философии.

гл.10, 11.
История философии. Учебник для вузов/ Под ред. В.П. Кохановского,

В.П. Яковлева. Ростов н / Д.,2003, разд. 2, гл. 5, 7.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн., Кн. 4., СПб, 1997
Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности / пер. с фр. В. Каплуна. СПб., Академический проект, 2004
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., Добросвет, 2000
Быховская И.М. "Homo somatikos": аксиология человеческого тела. М., 2000
Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2007

  • Имя файла: poststrukturalizm-postmodern-kak-paradigma-sotsiokulturnyh-issledovaniy.pptx
  • Количество просмотров: 157
  • Количество скачиваний: 0