Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Эпикурейцы и стоики

Содержание

Эпикурейцы и стоики Сократические школыКиренаики: этика гедонизмаАристипп: обоснование гедонизмаФеодор: аморалистическая интерпретация гедонизмаГегесий: пессимистическая интерпретация гедонизмаАнникерид: гедонистический оптимизмКиники: этика аскетизмаАнтисфен: обоснование кинизмаДиоген: практика кинизмаКратет: критика гедонизма Эллинистическая философияЭпикурейцы: этика эвдемонизмаСтрахи и их преодолениеКлассификация желанийСтоики: автаркия разумаОнтология («физика»)
Эпикурейцы и стоикиМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  Кафедра философииPrezentacii.com Эпикурейцы и стоики Сократические школыКиренаики: этика гедонизмаАристипп: обоснование гедонизмаФеодор: аморалистическая интерпретация гедонизмаГегесий: Сократические школы и их преемникиСократ469-399Элидо-эри- трейскаяшколаАристипп ок. 435 – ок. 365Евклид ок. Рафаэль. «Афинская школа».Афины – центр греческой философии ПифагорГераклитПарменидСократПлатонАристотельАнтисфенДиогенЭпикурЗенонПлотинАверроэс ПлатоникиПерипатетики Киренаики Этика гедонизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКирена Киренаики Этика гедонизмаАристиппок. 435 - ок. 365АретаАристипп  (Младший)ГегесийIV в.ФеодорIV-III в.АнникеридIV-III в.АморализмПессимизмГедонистический Аристипп  Обоснование гедонизма  Единственное подлинное благо – телесное Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло,то всё прочее Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизмаВ жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям.1) Анникерид Гедонистический оптимизмВ жизни любая годится дорога. В общественном месте – Киники Этика аскетизмаАнтисфенок. 435- ок. 376Диоген Синопский ок. 404 - 323Кратет Фиванский Киники Этика аскетизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивы Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше Джон Уотерхаус. «Диоген».Диоген Практика кинизма Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном».Диоген Практика кинизма «Диоген и  Александр».Диоген Практика кинизма Кратет Критика гедонизмаЗная, что смертным родился,     старайся питать Кратет Критика гедонизмаЗная, что смертным родился,      старайся Эпикурейцы Этика эвдемонизмаЭвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель Эпикурейцы Этика эвдемонизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивыСамосЛампсакМитилена Эпикурейцы Этика эвдемонизмаЭпикур. О природе (не сохр.)Эпикур. Письмо к ГеродотуЭпикур. Письмо к Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.Этика Этика эпикурейцев Классификация желанийЖелания бываютЕстественныеИзбавляющие от страданий, например, питьё при жаждеРазнообразящие наслаждение, Стоики Автаркия разумаРанняя Стоя IV-III вв. до н.э.Средняя Стоя II-I вв. до Стоики Автаркия разумаЗенон из Кития (336-264)Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204)Луций Анней Стоики Автаркия разумаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивыСамосЛампсакМитиленаКитийАссСолыРимГиераполь← Кордуба Стоики Автаркия разумаСенека. Нравственные письма к ЛуцилиюСенека. О благодеянияхСенека. Рассуждения о природеСенека. Стоики Онтология («физика») Ранней Стои  Космос представляет собой единый Стоики Фатализм Ранней СтоиФатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское Стоики Фатализм Ранней СтоиВластитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не Вопросы?
Слайды презентации

Слайд 2 Эпикурейцы и стоики
Сократические школы
Киренаики: этика гедонизма
Аристипп: обоснование

Эпикурейцы и стоики Сократические школыКиренаики: этика гедонизмаАристипп: обоснование гедонизмаФеодор: аморалистическая интерпретация

гедонизма
Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма
Гегесий: пессимистическая интерпретация гедонизма
Анникерид: гедонистический оптимизм
Киники:

этика аскетизма
Антисфен: обоснование кинизма
Диоген: практика кинизма
Кратет: критика гедонизма
Эллинистическая философия
Эпикурейцы: этика эвдемонизма
Страхи и их преодоление
Классификация желаний
Стоики: автаркия разума
Онтология («физика») Ранней Стои
Этика Римской Стои

Слайд 3 Сократические школы и их преемники
Сократ
469-399
Элидо-эри- трейская
школа
Аристипп ок. 435 – ок.

Сократические школы и их преемникиСократ469-399Элидо-эри- трейскаяшколаАристипп ок. 435 – ок. 365Евклид

365
Евклид ок. 430 – ок. 360
Платон 428/27 – 348/47
Федон 417 – ок.

350

Антисфен ок. 435-376

Киренская
школа

Мегарская
школа

Академия (платоники)

Киническая
школа

Эпикур
341-271

Зенон 336-264

Эпикурей- цы

Стоики

Аристотель 384 – 322/21

Древняя Академия
Средняя
Академия

Ликей (перипате- тики)


Слайд 4 Рафаэль. «Афинская школа».
Афины – центр греческой философии
Пифагор
Гераклит
Парменид
Сократ
Платон
Аристотель
Антисфен
Диоген
Эпикур
Зенон
Плотин
Аверроэс
Платоники
Перипатетики

Рафаэль. «Афинская школа».Афины – центр греческой философии ПифагорГераклитПарменидСократПлатонАристотельАнтисфенДиогенЭпикурЗенонПлотинАверроэс ПлатоникиПерипатетики

Слайд 5 Киренаики Этика гедонизма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Киренаики Этика гедонизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКирена

Слайд 6 Киренаики Этика гедонизма
Аристипп
ок. 435 - ок. 365
Арета
Аристипп (Младший)
Гегесий
IV в.
Феодор
IV-III

Киренаики Этика гедонизмаАристиппок. 435 - ок. 365АретаАристипп (Младший)ГегесийIV в.ФеодорIV-III в.АнникеридIV-III в.АморализмПессимизмГедонистический

в.
Анникерид
IV-III в.
Аморализм
Пессимизм
Гедонистический оптимизм
Гедонизм (греч. ήδονή, удовольствие) – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием.


Слайд 7 Аристипп Обоснование гедонизма
Единственное подлинное благо –

Аристипп Обоснование гедонизма Единственное подлинное благо – телесное   удовольствие;

телесное удовольствие; единственное зло – телесное

страдание.
Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство).
Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым.
Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий.

Аристипп
ок. 435 – ок. 365


Слайд 8



Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло,
то

Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло,то всё

всё прочее (что не есть ни наслаждение, ни страдание) следует признать

безразличным.

Поэтому мудрец не считает злом ни кражу, ни святотатство, ни клятвопреступление, ни измену.

Он избегает их, но не потому, что считает их чем-то дурным самим по себе, а потому что не желает быть наказанным, т.е. страдать.

Феодор Аморалистическая интерпретация гедонизма

Имей он гарантию безнаказанности, он не колеблясь пошёл бы на эти так называемые «преступления», если бы это сулило ему наслаждение.


Слайд 9



Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо

Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия

удовольствия неотделимы от страданий.
1) Удовольствие мы получаем, удовлетворяя наши потребности, но сначала

мы страдаем от того, что они не удовлетворены.

2) При этом пребывать в состоянии неудовлетворённости можно долго, тогда как процесс удовлетворения скоротечен.

3) Средства удовлетворения потребностей ограничены и потому достаются с трудом и доступны лишь немногим.

Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма

4) Но и эти немногие не будут по-настоящему счастливы, так как то, что достаётся легко, большого удовольствия не доставляет.


Слайд 10 Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма
В жизни какую избрать нам дорогу?

Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизмаВ жизни какую избрать нам дорогу? В общественном

В общественном месте – Тяжбы,

да спор о делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба.
Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть.

Посидипп, «О жизни» (III в. до н.э.)


Слайд 11



Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным

Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным

наслаждениям.
1) Признание духовных наслаждений расширяет самый круг возможных удовольствий.
2) Удовлетворение духовных потребностей

не связано с уничтожением того, что нужно для их удовлетворения.

Значит, удовлетворяя свои духовные потребности, мы не лишаем других средств для удовлетворения их потребностей.

Анникерид Гедонистический оптимизм

3) В отличие от телесных, духовные наслаждения не скоротечны.


Слайд 12 Анникерид Гедонистический оптимизм
В жизни любая годится дорога. В общественном

Анникерид Гедонистический оптимизмВ жизни любая годится дорога. В общественном месте –

месте – Слава и мудрость

в делах, дома – покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой.
Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага.

Метродор, «О жизни» (IV в. н.э.)


Слайд 13 Киники Этика аскетизма
Антисфен
ок. 435- ок. 376
Диоген Синопский ок. 404 -

Киники Этика аскетизмаАнтисфенок. 435- ок. 376Диоген Синопский ок. 404 - 323Кратет

323
Кратет Фиванский IV в.
Кинизм (греч., κύων, пёс, род. κυνός)
Аскетизм (греч.,

άσκητής, упражняющийся) – этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.

Слайд 14 Киники Этика аскетизма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Киники Этика аскетизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивы

Слайд 15


Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее,

Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем

чем меньше у нас потребностей.
1) Кратчайший и вернейший путь к счастью

лежит поэтому через ограничение потребностей.

(В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны).

2) Чем меньше наши нужды, тем меньше наша зависимость от других людей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода.

Антисфен Обоснование кинизма


Слайд 16 Джон Уотерхаус. «Диоген».
Диоген Практика кинизма

Джон Уотерхаус. «Диоген».Диоген Практика кинизма

Слайд 17 Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном».
Диоген Практика кинизма

Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном».Диоген Практика кинизма

Слайд 18 «Диоген и Александр».
Диоген Практика кинизма

«Диоген и Александр».Диоген Практика кинизма

Слайд 19 Кратет Критика гедонизма
Зная, что смертным родился,

Кратет Критика гедонизмаЗная, что смертным родился,   старайся питать свою

старайся питать свою душу Сладостной негой пиров, –

после смерти ведь нет нам отрады. В прах обратился и я, Ниневии великий властитель. Только с собой и унёс я, что выпил и съел и что взято Мной от любви; вся же роскошь моя и богатство остались; Мудрости это житейской моё поучение людям.

Херил. «На гроб Сарданапала» (V в. до н.э.)


Слайд 20 Кратет Критика гедонизма
Зная, что смертным родился,

Кратет Критика гедонизмаЗная, что смертным родился,   старайся питать свою

старайся питать свою душу Сладостью мудрых речей,

не в еде для души ведь отрада. Жалок я, евший так много и так наслаждавшийся в жизни! Только с собой и унёс я, что ум мой познал и что музы Дали прекрасного мне; все же прочие блага остались.

Кратет Фиванский. Пародия на эпиграмму- эпитафию Херила (IV в. до н.э.)


Слайд 21 Эпикурейцы Этика эвдемонизма
Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель

Эпикурейцы Этика эвдемонизмаЭвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что

жизни – счастье.
Эпикур
341-271
Гермарх
IV-III в.
Метродор
330-277
Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)


Слайд 22 Эпикурейцы Этика эвдемонизма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Самос

Лампсак

Митилена

Эпикурейцы Этика эвдемонизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивыСамосЛампсакМитилена

Слайд 23 Эпикурейцы Этика эвдемонизма
Эпикур. О природе (не сохр.)
Эпикур. Письмо к

Эпикурейцы Этика эвдемонизмаЭпикур. О природе (не сохр.)Эпикур. Письмо к ГеродотуЭпикур. Письмо

Геродоту
Эпикур. Письмо к Менекею
Эпикур. Главные мысли
Тит Лукреций Кар. О

природе вещей

Основные сочинения

Эпикур
341-271

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)


Слайд 24 Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.

Этика эпикурейцев Страхи и

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем

их преодоление
Страхи – причины несчастий
Страх перед богами
Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие

ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют.

Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.


Страх смерти


Страх перед страданием


Слайд 25 Этика эпикурейцев Классификация желаний
Желания бывают
Естественные
Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде
Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища
Не

Этика эпикурейцев Классификация желанийЖелания бываютЕстественныеИзбавляющие от страданий, например, питьё при жаждеРазнообразящие

естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи
Необходимые
Вздорные
Не необходимые


Слайд 26 Стоики Автаркия разума
Ранняя Стоя IV-III вв. до н.э.
Средняя Стоя II-I вв.

Стоики Автаркия разумаРанняя Стоя IV-III вв. до н.э.Средняя Стоя II-I вв.

до н.э.
Поздняя Стоя I-II вв. н.э.
Зенон из Кития 336-264
Луций Анней Сенека 4-65

н.э.

Клеанф ок. 331/30 – ок. 232

Хрисипп ок. 280/277 – ок. 208/204

Панэтий ок. 180 – после 110

Посидоний ок. 135 – ок. 50

Эпиктет ок. 50 – 138

Марк Аврелий 121-180

Стоя (греч., Στοά) – Портик


Слайд 27 Стоики Автаркия разума
Зенон из Кития (336-264)
Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204)
Луций

Стоики Автаркия разумаЗенон из Кития (336-264)Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204)Луций

Анней Сенека (4-65 н.э.)
Марк Аврелий (121-180)
Автаркия (греч., αύτάρκια) –
самодовление, самодостаточность.


Слайд 28 Стоики Автаркия разума

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Самос

Лампсак

Митилена

Китий

Асс

Солы

Рим

Гиераполь
← Кордуба

Стоики Автаркия разумаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивыСамосЛампсакМитиленаКитийАссСолыРимГиераполь← Кордуба

Слайд 29 Стоики Автаркия разума
Сенека. Нравственные письма к Луцилию
Сенека. О благодеяниях
Сенека.

Стоики Автаркия разумаСенека. Нравственные письма к ЛуцилиюСенека. О благодеянияхСенека. Рассуждения о

Рассуждения о природе
Сенека. О блаженной жизни
Сенека. О скоротечности жизни
Сенека.

О провидении
Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом)
Марк Аврелий. К самому себе

Основные сочинения

Луций Анней Сенека (4-65 н.э.)

Марк Аврелий (121-180)


Слайд 30 Стоики Онтология («физика») Ранней Стои
Космос представляет собой

Стоики Онтология («физика») Ранней Стои Космос представляет собой единый

единый одушевлённый организм, отождествляемый

с Богом (пантеизм).
Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом.
Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм).
Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм).

Зенон из Кития (336-264)


Слайд 31 Стоики Фатализм Ранней Стои
Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское

Стоики Фатализм Ранней СтоиФатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) –

учение, отождествляющая необходимость с предопределённостью и неизбежностью всего происходящего в природе

и жизни человека, и на этом основании исключающее случайность и свободу.

Слайд 32 Стоики Фатализм Ранней Стои
Властитель неба, мой отец, веди меня, Куда

Стоики Фатализм Ранней СтоиВластитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь!

захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый. А не захочу

– тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого.

Луций Анней Сенека (перевод из Клеанфа)


Слайд 33



Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких

Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах

обстоятельствах не может стать причиной несчастья.
Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство,

здоровье и т.п.), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными.

Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое общественное положение, ни семейное благополучие не могут считаться высшим благом.

Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательно мудрость и есть высшее благо.

Стоики Этика Римской Стои

Мудр тот, кто понимает, что такое высшее благо, счастлив – тот, кто им обладает, а так как высшее благо – это мудрость, то мудрец счастлив.


  • Имя файла: epikureytsy-i-stoiki.pptx
  • Количество просмотров: 136
  • Количество скачиваний: 0