Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Дымковская игрушка

Содержание

Игрушка прапрадедушекЖили когда-то в Великом Устюге искусные ремесленники – гончары и игрушечники. Но в XV веке Великий князь Иван III, стремясь подчинить Москве свободолюбивых устюжан, переселил их в глухой тогда Вятский край, где была основана слобода
ИГРУШКАДЫМКОВСКАЯАвтор:учитель начальных классовМБОУ «СОШ №11»г. Сергиев Посад, Московская область Ермакова Елена Вячеславовна Игрушка прапрадедушекЖили когда-то в Великом Устюге искусные ремесленники – гончары и игрушечники. ДымковоДымково находилось на низменном берегу реки Вятки, напротив города Хлынова, переименованного затем История дымковской игрушки тесно связана с языческим праздником Свистопляски (или Свистуньи), который История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. В прошлом изготовление дымковской игрушки Первые дымковские игрушки – это свистульки в виде коней, баранов, козлов и К середине XIX века под влиянием городской ярмарочной культуры и фарфоровой пластики Помимо свистулек мастерицы уже создавали фигурки статных дам на прогулке, одетых в В конце XIX века промысел пришел в упадок. В 30-е годы В 1948 году в Вятке была открыта игрушечная мастерская Художественного фонда РСФСР. Технология изготовлениядымковской игрушкиТехнология дымковских игрушек до настоящего времени сохраняет свою специфику. Для Перед обжигом игрушки долго высушивают и только потом обжигают в печи. Затем Выразительную пластику фигурок подчеркивает роспись, для которой мастерицы используют геометрические мотивы – Признанным мастером дымковского искусства, чье творчество получило особо широкую известность, стала потомственная Богатые традиции дымковской игрушки, приемы и навыки мастерства бережно сохраняют и творчески Но основными персонажами дымковской игрушки и поныне остаются архаичные образы зверей и Декоративность дымковских игрушек, эмоционально насыщенные образы фигурок всегда ассоциируются с настроением праздника, Спасибо за внимание!
Слайды презентации

Слайд 2 Игрушка прапрадедушек
Жили когда-то в Великом Устюге искусные ремесленники

Игрушка прапрадедушекЖили когда-то в Великом Устюге искусные ремесленники – гончары и

– гончары и игрушечники. Но в XV веке Великий

князь Иван III, стремясь подчинить Москве свободолюбивых устюжан, переселил их в глухой тогда Вятский край, где была основана слобода Дымково.

Слайд 3 Дымково
Дымково находилось на низменном берегу реки Вятки, напротив

ДымковоДымково находилось на низменном берегу реки Вятки, напротив города Хлынова, переименованного

города Хлынова, переименованного затем в Вятку.
Отсюда и пошел

один из самых известных в стране старинных художественных промыслов.

Ныне Дымково – один из районов города Кирова.


Слайд 4 История дымковской игрушки тесно связана с языческим праздником

История дымковской игрушки тесно связана с языческим праздником Свистопляски (или Свистуньи),

Свистопляски (или Свистуньи), который посвящался Весне и богу Солнца

– Ярило. Происхождение Свистопляски связывается также и с печальным событием – поминовением по убитым во время известного из летописи Хлыновского побоища 1418 года между вятичами и устюжанами у стен Хлыновского кремля. Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, в бой вступили два дружественных войска: «Своя своих не познаша и побиша». По случайно погибшим жители Вятки ежегодно справляли поминки.

Слайд 5 История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. В

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. В прошлом изготовление дымковской

прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние

месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

Слайд 6 Первые дымковские игрушки – это свистульки в виде

Первые дымковские игрушки – это свистульки в виде коней, баранов, козлов

коней, баранов, козлов и уточек. Их нижняя часть вылеплялась

в виде конуса с дырочками по бокам, закрывая которые, можно умело варьировать звук. В традиционных народных представлениях домашние животные служат символами плодородия, а свист является средством противодействия злым силам.

Слайд 7 К середине XIX века под влиянием городской ярмарочной

К середине XIX века под влиянием городской ярмарочной культуры и фарфоровой

культуры и фарфоровой пластики в дымковской игрушке складывается свой

художественно-образный стиль.

Слайд 8 Помимо свистулек мастерицы уже создавали фигурки статных дам

Помимо свистулек мастерицы уже создавали фигурки статных дам на прогулке, одетых

на прогулке, одетых в нарядные платья с пышными юбками-кринолинами,

галантных кавалеров, солдат, танцующих и гуляющих пар, а также характерные сцены народного быта. Среди них самым популярным у мастериц был такой хорошо знакомый им сюжет, как «Женщина доит корову».

Слайд 9 В конце XIX века промысел пришел в

В конце XIX века промысел пришел в упадок. В 30-е

упадок.
В 30-е годы XX столетия в рамках возрождения

некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель "Вятская игрушка" при поддержке первого исследователя промысла – художника
А.И. Деньшина.

Слайд 10 В 1948 году в Вятке была открыта игрушечная

В 1948 году в Вятке была открыта игрушечная мастерская Художественного фонда

мастерская Художественного фонда РСФСР. Круг тем дымковской игрушки в

эти годы значительно расширился – стали использоваться сказочные сюжеты, сцены из городского быта, часто решенные в виде сложных многофигурных композиций на подставках.

Слайд 11 Технология изготовления
дымковской игрушки
Технология дымковских игрушек до настоящего времени

Технология изготовлениядымковской игрушкиТехнология дымковских игрушек до настоящего времени сохраняет свою специфику.

сохраняет свою специфику. Для их изготовления используется местная красная

глина, перемешанная с мелким речным песком. В отличие от игрушек из других традиционных центров, создающихся из единого куска глины, местная игрушка лепится по частям. Мастерицы свертывают нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков, а отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Чтобы придать фигурке ровную поверхность, следы лепки сглаживают тряпкой.

Слайд 13 Перед обжигом игрушки долго высушивают и только потом

Перед обжигом игрушки долго высушивают и только потом обжигают в печи.

обжигают в печи. Затем их тщательно белят, окуная в

смесь мела и молока. До середины 1950-х годов игрушки расписывали анилиновыми красками (в настоящее время – темперными), замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Готовые игрушки вновь покрывали взбитым яйцом, от чего анилиновые краски получали дополнительный блеск и яркость.

Слайд 14 Выразительную пластику фигурок подчеркивает роспись, для которой мастерицы

Выразительную пластику фигурок подчеркивает роспись, для которой мастерицы используют геометрические мотивы

используют геометрические мотивы – разнообразные полосы, круги и точки.

Колористическая гамма насчитывает от 4 до 10 и более красок, где гармонично сочетаются насыщенные красные, желтые, синие и зеленые цвета. Завершают оформление ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора, усиливая декоративное звучание игрушек.

Слайд 15 Признанным мастером дымковского искусства, чье творчество получило особо

Признанным мастером дымковского искусства, чье творчество получило особо широкую известность, стала

широкую известность, стала потомственная мастерица
Анна Афанасьевна Мезрина
(1853-1938).
Барыни,

дамы, кормилицы
А.А. Мезриной отличаются особым гротесковым выражением тонко прописанных лиц с характерным угловатым изгибом бровей, живостью поз, выразительными, энергичными жестами рук.

Слайд 16 Богатые традиции дымковской игрушки, приемы и навыки мастерства

Богатые традиции дымковской игрушки, приемы и навыки мастерства бережно сохраняют и

бережно сохраняют и творчески развивают и современные мастерицы, каждая

из которых стремится создать свой особый авторский стиль.

Слайд 17 Но основными персонажами дымковской игрушки и поныне остаются

Но основными персонажами дымковской игрушки и поныне остаются архаичные образы зверей

архаичные образы зверей и птиц, забавных дам и кавалеров,

всадников, веселых скоморохов, а также многофигурные жанровые композиции на темы ярмарочных гуляний, свадеб и чаепитий за самоваром.

Слайд 18 Декоративность дымковских игрушек, эмоционально насыщенные образы фигурок всегда

Декоративность дымковских игрушек, эмоционально насыщенные образы фигурок всегда ассоциируются с настроением

ассоциируются с настроением праздника, радостью бытия, передают богатство и

целостность традиционного народного мировосприятия.

  • Имя файла: dymkovskaya-igrushka.pptx
  • Количество просмотров: 102
  • Количество скачиваний: 0