Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Погребальный обряд в православии (факультатив)

Содержание

Погребальный обрядПогребальный обряд принадлежит к типу переходных обрядов, в которых ритуально закрепляется перемена статуса человека, осмысленная в пространственных категориях – как выход из одного локуса и вход в другой. Обряд включает в себя переход из "пространства
Погребальный обряд в православии.К.Блох .«Погребение Христа» Погребальный обрядПогребальный обряд принадлежит к типу переходных обрядов, в которых ритуально закрепляется Погребально-поминальный ритуал в православии.Структура погребально-поминального ритуала проста и состоит из нескольких последовательных Христианская кончина«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться Христианская кончинаКрещеным необходимо пройти таинство исповеди - признание в своих совершённых грехах перед Христианская кончинаСоборование - таинство, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, одно из семи Приготовление тела к погребениюВ Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который ОмовениеСразу после наступления смерти тело умершего омывается пока оно полностью не остыло. ОмовениеОмовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается ОблачениеВ вечной жизни воскресшие тела праведников будут, как ризой, одеты Божественным светом. ОблачениеВ руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип с белой фигурой Спасителя Положение во гробГроб христианина должен быть деревянным и скромным. Допустимо использовать и Молитвы об усопшем до отпеванияСразу после приготовления тела к погребению над усопшим ПанихидаВ переводе с греческого ПанихидаСущность панихиды - молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя и Вынос телаПохороны усопшего христианина совершаются на третий день после его смерти, при ОтпеваниеОтпеванием, из-за обилия песнопений, в просторечии называется От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы Заочное отпевание:Ранее заочное отпевание допускалось церковью только в том случае, когда тело Заочное отпевание нужно заказать в день похорон. Достаточно, чтобы в храме молился хотя Кто лишается отпевания. Церковь не отпевает иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов, язычников), некрещеных Отпевание младенцев.Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое отпевание, как над Могила усопшего.Обычай отмечать место погребения устройством над ним холма идет из глубокой Кремация.Православная Церковь относится к кремации неодобрительно и дозволяет ее только при обстоятельствах Поминальная трапеза.Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Прочая еда на поминальной трапезе подаётся с соблюдением требований поста: в постные На поминках мужчины должны быть с непокрытой головой, а женщины, напротив, с Состояние души после смерти и поминовение усопших.Первые два дня душа пребывает еще Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к
Слайды презентации

Слайд 2 Погребальный обряд
Погребальный обряд принадлежит к типу переходных обрядов,

Погребальный обрядПогребальный обряд принадлежит к типу переходных обрядов, в которых ритуально

в которых ритуально закрепляется перемена статуса человека, осмысленная в

пространственных категориях – как выход из одного локуса и вход в другой. Обряд включает в себя переход из "пространства жизни" в "пространство смерти" – они близки представлению о двух домах (гроба и могилы).

Слайд 3 Погребально-поминальный ритуал в православии.
Структура погребально-поминального ритуала проста и

Погребально-поминальный ритуал в православии.Структура погребально-поминального ритуала проста и состоит из нескольких

состоит из нескольких последовательных обрядов, а именно:

1) действия,

связанные с предсмертным состоянием человека в момент смерти, с одеванием покойника и положением его в гроб;

2) вынос из дома, отпевание в церкви, погребение;

3) поминки, которые после 40-го дня переходили в поминальные обряды, связанные с календарной обрядностью.

Слайд 4 Христианская кончина
«Всему свое время, и время всякой вещи

Христианская кончина«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время

под небом: время рождаться и время умирать» (Еккл. 3, 1-2).
Кончина

– переход от земного существования к вечности.

«Крещение Господне». Икона, XVI век.

По учению христианской церкви кончине должны предшествовать таинства Покаяния, Причащения и Елеосвящения (Соборования).

Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения.

Цель этого таинства находим в «Послании римлянам», в котором говорится, что крещаемый умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни:
«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»  (Рим. 6:4). 


Слайд 5 Христианская кончина
Крещеным необходимо пройти таинство исповеди - признание

Христианская кончинаКрещеным необходимо пройти таинство исповеди - признание в своих совершённых

в своих совершённых грехах перед Богом и священником, как представителем Церкви.


Исповедовавшиеся допускаются к Причащению Святых Христовых Тайн - таинство , заключающееся в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их вкушении. Согласно апостолу Павлу(1Кор. 10:16), при этом христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа Искупителя, в Котором напрямую соединяются с Богом. Считается, что человек, живший церковной жизнью и сподобившийся Причащения в день своей кончины минует демонские устрашения и истязания при восхождении на небо и беспрепятственно достигает светлых чертогов.

«Причащение умирающей». Венецианов А.Г., 1839 г.


Слайд 6 Христианская кончина
Соборование - таинство, заключающееся в помазании тела

Христианская кончинаСоборование - таинство, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, одно из

освящённым елеем, одно из семи таинств, служащее по учению церкви духовным

врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться (или забыл их, но именно забыл, а не утаил сознательно)
Освященное масло, которое осталось после соборования, необходимо сохранить. При погребении его возливают на останки христианина. Для этого родственники умершего, отправляясь на отпевание в храм, берут сосуд с елеем с собой и заранее предупреждают об этом священника. 

«Елеосвящение» (Деталь картины «Семь таинств») Рогир Ван дер Вейден, 1445 г.

«Соборование больного»
Николя Пуссен, 1638 - 1640 гг.


Слайд 7 Приготовление тела к погребению
В Евангелии описан чин погребения

Приготовление тела к погребениюВ Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа,

Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого

Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над всеми христианами.

А. Иванов. «Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа». 1850 г.


Слайд 8 Омовение
Сразу после наступления смерти тело умершего омывается пока

ОмовениеСразу после наступления смерти тело умершего омывается пока оно полностью не

оно полностью не остыло. В то же время покойника

следует обмывать только в светлое время суток (от восхода и до заката солнца). Омовение преследует не только гигиеническую цель, но рассматривается и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен предстать пред Богом в чистоте и непорочности, полученной человеком в момент крещения.
Как правило, покойников любого пола обмывают пожилые женщины (старые девы и вдовы), т. н. старушки-обмывальщицы, не состоящие с почившим в родстве, обычно из числа соседей.

Слайд 9 Омовение
Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в

ОмовениеОмовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно

Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с

чтением молитвы "Трисвятое": "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. 
Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать. 


Слайд 10 Облачение
В вечной жизни воскресшие тела праведников будут, как

ОблачениеВ вечной жизни воскресшие тела праведников будут, как ризой, одеты Божественным

ризой, одеты Божественным светом. Напоминая об этом, православная традиция

велит облачать усопшего в новые, чистые одежды. Ранее для погребения использовался саван - белый покров, знаменующий Плащаницу Христа. В наши дни этот обычай соблюдается редко. 
Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился - крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест.  

Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53).


Слайд 11 Облачение
В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип

ОблачениеВ руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип с белой фигурой

с белой фигурой Спасителя на черном кресте) или икону

- Христа, Богородицы или небесного покровителя. Лоб украшается венчиком - полоской бумаги с изображением Господа и святых. Это символ награды Царства Небесного за тяготы земной жизни, по слову апостола Павла: А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4, 8).


Слайд 12 Положение во гроб
Гроб христианина должен быть деревянным и

Положение во гробГроб христианина должен быть деревянным и скромным. Допустимо использовать

скромным. Допустимо использовать и цинковый. Перед положением тела гроб

окропляют святой водой и, по возможности, кадят ладаном. Перед положением во гроб над телом читают Литию о усопшем. В конце Литии на словах "рабу Божию, преставльшемуся..." умершего полагают во гроб. Под голову почившего кладут подушечку, которую обычно готовят заранее, наполняя небольшую наволочку освященными вербами с праздника Входа Господня в Иерусалим или листьями берез с праздника Троицы.

«Положение во гроб»
К. Вениг, 1859 гг.

Тело полностью покрывают простыней или особой пеленой с изображением Распятия, во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Божиим. Во время прощания родных с покойным и отпевания пелена откидывается так, чтобы открытыми остались лицо и руки, а после, перед погребением, тело снова укрывают ею с головой. 


Слайд 13 Молитвы об усопшем до отпевания
Сразу после приготовления тела

Молитвы об усопшем до отпеванияСразу после приготовления тела к погребению над

к погребению над усопшим читают "Последование по исходе души

от тела".
Древним православным обычаем является чтение Псалтири по усопшему. По учению церкви, Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом.
Необходимо заказать о усопшем сорокоуст - молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд.

Слайд 14 Панихида
В переводе с греческого "панихида" означает "всенощное пение".

ПанихидаВ переводе с греческого

Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное

моление за усопших. В эти времена христиане, боясь ненависти язычников, только ночью могли провожать в вечный покой тела святых мучеников, и ночью же молились над их гробами. Под покровом тьмы, символизировавшей нравственное состояние тогдашнего мира, христиане зажигали около останков мучеников свечи и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали тела их земле.
С тех пор молитвенное последование над почившими христианами называется панихидой

«Надгробный плач»
М. Врубель, 1887 г.


Слайд 15 Панихида
Сущность панихиды - молитвенное поминовение усопших братьев и

ПанихидаСущность панихиды - молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя

сестер, которые, хотя и скончались верными Христу, но не

вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи. Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом Сердцеведцем.

Слайд 16 Вынос тела
Похороны усопшего христианина совершаются на третий день

Вынос телаПохороны усопшего христианина совершаются на третий день после его смерти,

после его смерти, при этом часть суток считается за

полные сутки, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи.
Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи. Впереди - крест или икона.
По Уставу, при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном. Этот звон возвещает живым об отшествии из мира еще одного христианина и служит прообразом архангельских труб, звук которых раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах земли. 
В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а рядом ставят подсвечники. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы. 

Слайд 17 Отпевание
Отпеванием, из-за обилия песнопений, в просторечии называется "Последование

ОтпеваниеОтпеванием, из-за обилия песнопений, в просторечии называется

мертвенное мирских тел". Оно во многом напоминает панихиду, отличаясь

лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле. 
Для более зримого удостоверения того, что с усопшего сняты все епитимии и он примирился с Церковью, священник влагает свиток с текстом разрешительной молитвы в его правую руку.
Запечатывают землей крестообразно перед заколачиванием гроба, символизируя прах к праху.
Затем прощание. В знак любви и единения, не оканчивающегося и за гробом, ближние дают усопшему последнее целование: венчик на челе и икону, на груди покойного.


Слайд 18 От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по

От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия,

которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной "шел"

по "чистой дороге", так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников. Это сохранившийся языческий обряд.

Слайд 19 Заочное отпевание:
Ранее заочное отпевание допускалось церковью только в

Заочное отпевание:Ранее заочное отпевание допускалось церковью только в том случае, когда

том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения

из –за чрезвычайных обстоятельств таких как пожары, наводнения, войны. Сейчас это явление стало распространенным из-за отсутствия храмов во многих городах и селах, а также из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании.

Отпевание великой княгини Александры Павловны , март 1801 год


Слайд 20 Заочное отпевание нужно заказать в день похорон. Достаточно, чтобы

Заочное отпевание нужно заказать в день похорон. Достаточно, чтобы в храме молился

в храме молился хотя бы один из родственников почившего.

Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву - в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно - от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Заочное отпевание Царской Семьи 4/17 июля 1968 года.
Слева направо епископ Нафанаил, архиепископ Никон, архиепископ Антоний, епископ Павел.


Слайд 21 Кто лишается отпевания. Церковь не отпевает иноверцев (мусульман,

Кто лишается отпевания. Церковь не отпевает иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов, язычников),

иудеев, буддистов, язычников), некрещеных людей, а также самоубийц. От

последних следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, утопление в воде, отравление пищей или лекарством, нарушение норм техники безопасности на производстве). 

Лишаются отпевания лица, покушавшиеся на жизнь или имущество ближних и умершие от ран и увечий, полученных в результате отпора. Воины, погибшие на поле брани, к этой категории не относятся. 


Слайд 22 Отпевание младенцев.
Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается

Отпевание младенцев.Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое отпевание, как

особое отпевание, как над безгрешными, непорочными созданиями. В его

составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить младенца Царства Небесного по неложному обетованию Господа. Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от первородного греха, сделался непорочным наследником вечной жизни. 

Некрещеных младенцев, в том числе и нерожденных (в результате выкидышей, умерших во время родов или убитых искусственным абортом), не отпевают.


Слайд 23 Могила усопшего.
Обычай отмечать место погребения устройством над ним

Могила усопшего.Обычай отмечать место погребения устройством над ним холма идет из

холма идет из глубокой дохристианской древности. Христианская Церковь, переняв

этот обычай, украшает могильный холм победным знамением спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над могилой. Крест подобает ставить у ног погребенного так, чтобы Распятие было обращено к его лицу. 

При посещении могилы по православному обычаю следует зажечь свечу и помолиться. Затем прибрать могилу и помолчать. Не следует есть и пить рядом с могилой. Укоренившийся обычай оставлять стакан с водкой и хлебом на могиле на самом деле является пережитком язычества, и к православной вере не имеет никакого отношения.


Слайд 24 Кремация.
Православная Церковь относится к кремации неодобрительно и дозволяет

Кремация.Православная Церковь относится к кремации неодобрительно и дозволяет ее только при

ее только при обстоятельствах непреодолимой силы - отсутствии мест

на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Если урна с прахом хоронится впоследствии в могилу, при этом действии нужно читать Трисвятое. 

Кремация не одобряется Церковью в первую очередь потому, что для тех, кто сжигает своих близких, это действие не назидательно; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения. 


Слайд 25 Поминальная трапеза.
Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а

Поминальная трапеза.Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные

также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы,

например, с чина литии, совершаемого мирянином, в крайнем случае, хотя бы прочитать 90-й псалом или "Отче наш". 



Первым блюдом на поминальном столе является кутья (коливо) — каша из цельных зёрен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом. Зёрна служат символом Воскресения, а мёд и изюм — сладость, которой наслаждаются праведники в Царстве Небесном. Кутья должна быть благословлена (освящена) во время панихиды, если такой возможности нет, то можно просто побрызгать её святой водой и прочитать любую известную молитву.


Слайд 26 Прочая еда на поминальной трапезе подаётся с соблюдением

Прочая еда на поминальной трапезе подаётся с соблюдением требований поста: в

требований поста: в постные дни — постная, в мясоед

— скоромная. Меню обычно составляется с учётом особенностей традиций, принятых в данной местности.

Пища на столе должна быть простой, без особых изысков, так как последние мешают процессу поминок. Сервировка стола обычная. Пищу подают в обычной посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.


Слайд 27 На поминках мужчины должны быть с непокрытой головой,

На поминках мужчины должны быть с непокрытой головой, а женщины, напротив,

а женщины, напротив, с головными уборами. Если людей пришло

много, то усаживаются в несколько заходов.
На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон, особо приглашались те, кто непосредственно помогал с похоронами: обмывал и обряжал покойного, рыл могилу, нёс гроб с телом, читал молитвы, духовенство и церковный причт, участвовавшие в отпевании покойника и сопровождавшие гроб на кладбище.

Ф. С. Журавлёв
«Купеческие поминки»


Слайд 28 Состояние души после смерти и поминовение усопших.
Первые два

Состояние души после смерти и поминовение усопших.Первые два дня душа пребывает

дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим

ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе. 
Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней - с третьего до девятого. На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. 

После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоилась по своим делам. 


Слайд 29 Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно

Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм

прийти в храм к началу службы и подать заупокойную

записку с его именем свечнице. Записки принимаются на проскомидию, на обедню, на ектению и на панихиду. 

Записку нужно озаглавить "О упокоении", имена писать разборчиво, ставя их в родительном падеже (например, Петра, Марии). У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении (например, митр. Иоанна, диакона Василия). Дети до семи лет именуются младенцами; усопшие в период до сорокового дня - новопреставленными; в годовщину смерти - приснопамятными. Отдельно указываются воины. Слова "убиенный", "погибший", "утопший", "сгоревший" и тому подобные писать не нужно. 


  • Имя файла: pogrebalnyy-obryad-v-pravoslavii-fakultativ.pptx
  • Количество просмотров: 189
  • Количество скачиваний: 10