Слайд 2
План
Занимательные страницы биографии.
Пейзажная лирика в детском чтении.
Сказки,
их художественное своеобразие.
Слайд 3
Царскосельский лицей
Учеба в 1811-1817 гг.
Комната Пушкина
Слайд 4
Табель
Учеба в 1811-1817 гг.
Комната Пушкина
Слайд 5
Первый публичный экзамен
Чтение Пушкиным в1815
г. перед гостями и поэтом Г.Р.Державиным стихотворения «Воспоминание о
Царском селе»
Слайд 6
Память
Каждый год в день смерти Пушкина
– 10 февраля – у его дома на Мойке,
12 собираются люди, чтобы почтить память поэта.
Слайд 7
Взгляды Пушкина на воспитание
«В России домашнее
воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок…
не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести.
Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем».
Слайд 8
Взгляды Пушкина на народность
«Климат, образ
правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более
или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».
Слайд 9
Пейзажная лирика
Лирика – род художественной литературы
наряду с эпосом и драмой. Передает состояние характера, переживания
духовного мира человека, характеризуется живой взволнованной речью, выразительностью, отсутствует развернутый сюжет.
Слайд 10
Лирические произведения
«Зимний вечер
«Зимнее утро»
«Зимняя дорога»
«Осень»
отрывки
из романа «Евгений Онегин» и «Сказки о царе Салтане»
с описанием природы
Слайд 11
Задание
Начиная с какой группы, произведения А.С.Пушкина включены в
круг детского чтения?
Выпишите произведения А.С.Пушкина из программы по группам
в рабочую тетрадь.
Читая произведения пейзажной лирики, учитесь выделять ее особенности, вынесенные на следующий слайд.
Слайд 12
Особенности пейзажной лирики
реалистична
эмоциональна
звуко-красочна (цветовые эпитеты
и т.д.)
легко ложится на слух и запоминается
описана
непритязательная красота природы средней полосы России
описаны все времена года
описание природы тесно связно с бытом крестьян
Слайд 13
Прологом к сказкам Пушкина может служить пролог к
поэме «Руслан и Людмила»
Слайд 14
Сказки
1830 г. – Сказка о медведихе «Как весенней
теплою
порой…» - не окончена
1831 г. – «Сказка о царе Салтане»
- «Сказка о попе и о работнике его
Балде»
Слайд 15
Сказки
1833 г. – «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о
мертвой царевне и о семи
богатырях»
1834 г. – «Сказка о золотом петушке»
Слайд 16
Художественное своеобразие сказок
поэмы
новеллы
«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»
«Сказа о царе Салтане»
«Сказка
о попе и о работнике его Балде»
«Сказа о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
Слайд 17
Художественное своеобразие сказок
поэмы
новеллы
Заканчиваются счастливо
Заканчиваются справедливо, но не
счастливо
Слайд 18
Художественное своеобразие сказок
Добро и зло в сказках-поэмах однозначно,
т.е. положительные и отрицательные персонажи сохраняют свою характеристику; в
сказках-новеллах отрицательные герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли зло.
В сказках-поэмах внимание сосредоточено на семье, на чувствах героев, социальный статус героев не играет роли (царь Салтан, царь Гвидон, царица-мать – обыкновенные люди). В сказках-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира – законами, что выше, сильнее суетных человеческих желаний. Персонажи изображены с социальной стороны (как в народных сказках: поп – жалкий старик, с «толоконным лбом»; старуха – сварливая жена с безмерной жадностью).
Слайд 19
Художественное своеобразие сказок
В сказках проступают мотивы и образы
древнейшей мифологии (природные стихии, небесные тела, присутствуют мотивы смерти
и воскрешения).
Сказочный сюжет развивается динамично: послушав разговор 3-х девиц, «царь недолго собирался, в тот же вечер обвенчался». Только что дитя-царевич покидает бочку и уже становится могучим избавителем прекрасной Лебеди.
Повествование, как и в народной сказке, Пушкин то ускоряет, то замедляет, вводя повторы общих мест (в описании чудес, приезда гостей).
Слайд 20
Художественное своеобразие сказок
Использует приемы былинной, песенной поэтики, т.е.
фольклора:
Ветер весело
шумит,
Судно весело бежит.
Характерен мягкий лиризм, окрашивающий повествование. Лирические обращения:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день ненастный?»
Сказки написаны легким и энергичным стихом (чаще существительные и глаголы), целые строфы без прилагательных – что придает действию стремительность. Сказки состоят из отдельных внутренне и внешне законченных частей.
Слайд 21
Ценность сказок – мораль или сатира?
За сказочным повествованием
кроется серьезная мысль, глубокая мораль. Мораль пронизывает всю сказку,
от начала до конца. Мораль – это вся сказка. Только «Сказка о попе и о работнике его Балде» заканчивается прямым нравоучением:
Не гонялся бы ты поп за дешевизною.
Главная ценность сказок Пушкина – в сатире, так как таким образом он выражал свой протест против самодержавия, изображая недостатки господствующего строя.
Слайд 22
Вывод
Сказки Пушкина – не обработка,
не пересказы, они – оригинальные произведения поэта, сохраняющие глубинные
связи с народным творчеством.
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
С.Я. Маршак.
Слайд 23
Самостоятельная работа
Проанализировать любую сказку А.С.Пушкина по
следующей схеме: