Презентация на тему Закономерности наследования на клеточном уровне. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности

Пол – это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обуславливающих воспроизведение себе подобногоОдним из первых и веских доказательств роли хромосом в явлениях на­следственности явилось открытие закономерности, согласно которой пол наследуется как менделирующий признак, т.е.
Закономерности наследования на клеточном уровне. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности Пол – это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обуславливающих Пол Парные хромосомы, одинаковые у мужского и женского организма, называются аутосомами (А), Три вида определения пола:Прогамное – до момента оплодотворения, т.е. пол зависит от Сингамное (хромосомное) – пол определяется в момент оплодотворения и не зависит от Эпигамное – пол определяется после оплодотворения в зависимости от внешних факторов (морской червь боннелия, черепахи) Морфологические карты  Х и У хромосомнеаллельный участок Х-хромосомыаллельные участки Х- и Y-хромосомнеаллельный участок Y-хромосомы В неаллельном участке Х-хромосомы (негомологичный участок) содержатся рецессивные гены дальтонизма, гемофилии, Гены, лежащие в неаллельном участке Х-хромосомы, могут наследоваться как по мужской, Лица женского пола могут быть как гомо- так и гетерозиготными ХаХа, ХАХа Схема скрещивания мух дрозофил по цвету глазW – красные глаза При реципрокном скрещивании, когда гомогаметный пол был рецессивен (белоглазая самка и красноглазый Наследование зависимое  от пола – признаки, гены которых лежат не в Нарушения расхождения половых хромосомНарушение может происходить в редукционном делении (по линии матери): Нарушение может происходить в эквационном делении (по линии отца): Наследование, сцепленное с полом зависит от двух факторовДоминантный или рецессивный аллель вызывает Примеры решения задачH – ген нормальной свертываемости кровиh – ген гемофилииР: Сцепление геновКаждая хромосома в кариотипе человека несет в себе множество генов, которые Группа сцепления – это совокупность генов, локализованных в одной хромосоме. Число групп Схема опытов скрещивания дрозофилы (Морган)В – ген, определяющий серое тело в – 2 опыт:Р: ♀  в   в   Х 3 опыт:Р:     ♀  В Сцепление генов    ? полное     неполное КроссинговерКроссинговер – обмен идентичными участками между гомологичными хромосомами, приводящий к рекомбинации наследственных Виды кроссинговера:1) единичный и множественный (в одном или нескольких местах), 2) эффективный Основное правило кроссинговераЧем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме, тем Значение кроссинговерароль кроссинговера в увеличении комбинаций генов (комбинативная изменчивость), благодаря кроссинговеру идет Карты хромосом Есть два вида хромосомных карт: морфологические (цитологические) и генетические (функциональные). Генетические карты – это прямые, на которых указан порядок расположения генов в Метод гибридизации соматических клеток Если в культуре смешать клетки мыши и человека, Хромосомная теория наследственности Т. Морганагены локализованы в хромосомах;гены расположены в хромосомах в Хромосомная теория наследственности Т. Моргана8. число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом Примеры решения задач А - ген, определяющий красную окраску плода а -

Слайд 2 Пол – это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и

других признаков организма, обуславливающих воспроизведение себе подобного
Одним из первых

и веских доказательств роли хромосом в явлениях на­следственности явилось открытие закономерности, согласно которой пол наследуется как менделирующий признак, т.е. соответствует требованиям законов Менделя (один ген – один признак; есть половые хромосомы, определяющие пол и половое размножение)

Слайд 3 Пол
Парные хромосомы, одинаковые у мужского и женского

организма, называются аутосомами (А), а Х- и Y-хромосомы —

половыми. В диплоидном наборе у человека содержится 23 пары или 46 хромосом: 22 пары аутосом и одна пара половых хромосом.
Набор хромосом женщины может быть представлен записью: 44A + ХХ, а мужчины — 44А+ХY.
Пол, имеющий две одинаковые половые хромосомы (XX), называется гомогаметным, так как он образует только один тип гамет, содержащих Х-хромосому.
Пол, определяемый различными половыми хромосомами (ХY), называется гетерогаметным, так как образует два типа гамет.

Слайд 4 Три вида определения пола:
Прогамное – до момента оплодотворения,

т.е. пол зависит от того, какие яйцеклетки образует самка

(морские круглые черви коловратки). Из крупных яйцеклеток развиваются самки, из мелких - самцы

Сингамное (хромосомное) – пол определяется в момент оплодотворения

Сингамное (хромосомное) – пол определяется в момент оплодотворения и не зависит

и не зависит от внешних условий
1) С мужской гетерогаметностью

(млекопитающие, дрозофила ХУ; прямокрылые Х0)
♀ ХХ х ♂ ХУ; ♀ ХХ х ♂ Х0
2) С женской гетерогаметностью (птицы, бабочки ZW, моль, клопы Z0)
♀ ZW х ♂ ZZ; ♀ Z0 х ♂ ZZ

Эпигамное – пол определяется после оплодотворения в зависимости

от внешних факторов (морской червь боннелия, черепахи)

Слайд 7 Морфологические карты Х и У хромосом

неаллельный участок
Х-хромосомы

аллельные

Морфологические карты Х и У хромосомнеаллельный участок Х-хромосомыаллельные участки Х- и Y-хромосомнеаллельный участок Y-хромосомы

участки
Х- и Y-хромосом

неаллельный участок Y-хромосомы

Слайд 8 В неаллельном участке Х-хромосомы (негомологичный участок) содержатся

рецессивные гены дальтонизма, гемофилии, мышечной дистрофии Дюшена, ихтиоза и

доминантные гены тёмной эмали зубов, витамино-устойчивого рахита.
В неаллельном участке Y-хромосомы содержатся гены гипертрихоза (оволосение ушей), некоторые формы аллергии, диспепсии, синдактилии 2-го и 3-го пальцев на ногах, облысение по мужскому типу, гены, регулирующие проявление вторичных половых признаков у мужчин (гены, определяющие эти признаки лежат в аутосомах).
В аллельном участке Х- и Y-хромосом располагаются гены общей цветовой слепоты, пигментной ксеродермы, болезни Огучи, спастической параплегии, рецидивирующего буллезного эпидермолиза, пигментного ретинита, геморрагического диатеза, судорожного расстройства.

Гены, лежащие в неаллельном участке Х-хромосомы, могут

Гены, лежащие в неаллельном участке Х-хромосомы, могут наследоваться как по

наследоваться как по мужской, так и по женской линиям.

Признаки, гены которых лежат в неаллельном участке Y-хромосомы, передаются только от отца к сыну. Такой тип наследования по мужской линии называют голандрическим.
Гены, лежащие в неаллельных участках Х- и Y-хромосом, наследуются сцеплено с полом.
Скрещивания, которые характеризуются взаимно противоположным сочетанием анализируемого признака и пола, называются реципрокными скрещиваниями.

Слайд 10 Лица женского пола могут быть как гомо- так

Лица женского пола могут быть как гомо- так и гетерозиготными ХаХа,

и гетерозиготными ХаХа, ХАХа .
Лица мужского пола называют

гемизиготными ХА У, так как ген из аллельной пары присутствует в единственном числе.

Слайд 11 Схема скрещивания мух дрозофил по цвету глаз
W –

Схема скрещивания мух дрозофил по цвету глазW – красные глаза

красные глаза

Р: ХWХw х ХWY
(Гибриды первого поколения)
G: ХW , Хw ХW, Y
F2: ХWХW ХWХw ХWY XwY
красноглазые самки и самцы белоглазые самцы
Соотношение по фенотипу 3 : 1

При реципрокном скрещивании, когда гомогаметный пол был рецессивен

(белоглазая самка и красноглазый самец), в первом поколении наблюдались

иные результаты: все самки в F1 были красноглазыми, а все самцы – белоглазыми. Такое наследование получило название крисс-кросс (или крест-накрест) наследования: сыновья наследуют фенотипический признак матери, а дочери признак отца.
P: XwXw x XWY
G: Xw XW, Y
F : XWXw ; XwY
красноглазые самки, белоглазые самцы

Слайд 13 Наследование зависимое
от пола – признаки,

Наследование зависимое  от пола – признаки, гены которых лежат не

гены которых лежат не в половых хромосомах, а в

аутосомах, но их проявление у того или иного пола разное. Например: тембр голоса выше у женщин и ниже у мужчин, лысость как доминантный признак у мужчин и рецессивный у женщин, тип ожирения, строение плечевого пояса и таза и т.д.

Слайд 14 Нарушения расхождения половых хромосом
Нарушение может происходить в редукционном

делении (по линии матери):
44АХХ

44АХY
? ? ? ?
22А 22АХХ 22АХ 22АY
? ? ? ? ? ? ? ?
22А 22А 22А // 22А// 22А/ 22А/ 22А! 22А!

44А///
Такой генотип также возможен при слиянии гамет: ♀22АХ + ♂22АХХ =44АХХХ

Нарушение может происходить в эквационном делении (по линии

Нарушение может происходить в эквационном делении (по линии отца):

отца):
44АХХ

44АХY
? ? ? ?
22АХ 22АХ 22АХ 22АY
? ? ? ? ? ? ? ?
22А/ 22А/ 22А/ 22А/ 22А// 22А 22А! 22А!

44А///

Такой генотип возможен при слиянии гамет: ♀22АХХ + ♂22АХ = 44АХХХ

Слайд 16 Наследование, сцепленное с полом зависит от двух факторов
Доминантный

или рецессивный аллель вызывает признак
В гомо- или гемизиготном состоянии

находится аллель
ХАХА – доминантная гомозигота
ХаХа – рецессивная гомозигота
ХАХа – гетерозигота
ХАУ, ХаУ – гемизиготы

Слайд 17 Примеры решения задач
H – ген нормальной свертываемости крови
h

Примеры решения задачH – ген нормальной свертываемости кровиh – ген гемофилииР:

– ген гемофилии
Р: ♀ ХнХh

♂ ХнY
G: Хн , Хh Хн , Y
F1: ХнХн, ХнY, ХнХh, Хh Y 25% больных детей

Y, - ген гипертрихоза
Р: ♀ ХХ х ♂ ХY,
G: Х, Х, Y,
F1: ХХ, ХY, 50% больных детей (все мужского пола)

Слайд 18 Сцепление генов
Каждая хромосома в кариотипе человека несет в

себе множество генов, которые могут наследоваться совместно.
Закономерности наследования

генов, локализованных в одной хромосоме, должны быть иные, чем при независимом наследовании.
Явление совместного наследования генов было впервые описано Пеннетом, назвавшим это явление “притяжением генов”.
Томас Гент Морган и его сотрудники подробно изучили явление сцепленного наследования генов и вывели законы сцепленного наследования (1910).

Слайд 19 Группа сцепления – это совокупность генов, локализованных в

одной хромосоме.
Число групп сцеплений для каждого вида равно

гаплоидному набору хромосом, а точнее – равно количеству пар гомологичный хромосом.
У человека половая пара хромосом негомологична, поэтому у женщин групп сцепления – 23, а у мужчин – 24 (22 группы сцепления - аутосомные и две по половым хромосомам Х и У).

Слайд 20 Схема опытов скрещивания дрозофилы (Морган)
В – ген, определяющий

Схема опытов скрещивания дрозофилы (Морган)В – ген, определяющий серое тело в

серое тело
в – ген, определяющий черное тело
V –

ген, определяющий длинные крылья
v – ген, определяющий короткие крылья (зачаточные)
1 ОПЫТ:
Р: ♀ В B х ♂ в в
V V v v
серое тело черное тело длинные крылья короткие крылья
Г: В в
V v
F1: В в серое тело
V v длинные крылья

Наблюдается единообразие по фенотипу и генотипу

Слайд 21 2 опыт:

V , v некроссоверные v
v , V кроссоверные
F 2: В в в в В в в в
V v ; v v ; v v ; V v
серое тело черное тело серое тело черное тело
длинн. кр. корот. кр. корот. кр. длин. кр.

всего 83% всего 17%
похожи на родителей не похожи на родителей
некроссоверные особи кроссоверные особи

Слайд 23 Сцепление генов
?
полное

Сцепление генов  ? полное   неполное Гены, находящиеся в

неполное
Гены, находящиеся в одной

хромосоме могут наследоваться совместно – полное сцепление, а могут быть сцеплены не абсолютно – неполное сцепление.

Слайд 24 Кроссинговер
Кроссинговер – обмен идентичными участками между гомологичными хромосомами,

приводящий к рекомбинации наследственных задатков и формированию новых сочетаний

генов в группах сцепления.

Слайд 25 Виды кроссинговера:
1) единичный и множественный (в одном или

нескольких местах),
2) эффективный и неэффективный (обмен одинаковыми генами

или разными по эффекту, доминантный на рецессивный),
3) полный и неполный (все хроматиды обмениваются или не все),
4)равный и неравный

Начинается в пахинеме профазы 1 мейоза, заканчивается в диплонеме

Слайд 26 Основное правило кроссинговера
Чем дальше друг от друга расположены

гены в хромосоме, тем больше вероятность кроссинговера.

По частоте кроссинговера между двумя генами можно судить об относительном расстоянии, разделяющим эти гены.

N = B+C/P х 100%
N – расстояние между генами
B – количество особей в одной кроссоверной группе
C – количество особей во второй кроссоверной группе
Р – общее количество особей

1% - это расстояние в 1 Морганиду
Некроссоверных особей всегда больше, чем кроссоверных

Слайд 27 Значение кроссинговера
роль кроссинговера в увеличении комбинаций генов (комбинативная

изменчивость),
благодаря кроссинговеру идет отбор не по целым группам

сцепления, а по отдельным генам,
в результате кроссинговера полезные для организма аллели могут быть отделены от вредных

Слайд 28 Карты хромосом
Есть два вида хромосомных карт: морфологические

(цитологические) и генетические (функциональные).
Морфологические карты показывают, какие

гены и в какой последовательности находятся в хромосоме.

Слайд 29 Генетические карты – это прямые, на которых указан

Генетические карты – это прямые, на которых указан порядок расположения генов

порядок расположения генов в хромосоме и расстояние между ними

Слайд 30 Метод гибридизации соматических клеток
Если в культуре смешать

Метод гибридизации соматических клеток Если в культуре смешать клетки мыши и

клетки мыши и человека, то можно получить гибридные клетки,

содержащие хромосомы одного и другого вида. В гибридных клетках от 41 до 55 хромосом, при чем хромосомы мыши сохраняются все, а утрачиваются хромосомы человека.
В гибридных клетках хромосомы как мыши, так и человека функционируют, синтезируя соответствующие белки. Морфологически каждую из хромосом можно отличить и установить, какие именно хромосомы человека присутствуют в данном наборе, и, следовательно, выяснить, синтез каких белков связан с генами данных хромосом.
Гибридные клетки обычно теряют ту или иную хромосому человека целиком. Это дает возможность считать, что если какие - либо гены присутствуют или отсутствуют постоянно вместе, то они должны быть отнесены к одной группе сцепления.

Слайд 31 Хромосомная теория наследственности Т. Моргана
гены локализованы в хромосомах;
гены

расположены в хромосомах в определенной линейной последовательности;
гены наследственно дискретны;
каждый

ген имеет определенное место (локус) в хромосоме;
гены относительно стабильны;
гены могут изменяться (мутировать);
гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, образуя группу сцепления;

Слайд 32 Хромосомная теория наследственности Т. Моргана
8. число групп сцепления

равно гаплоидному набору хромосом и постоянно для каждого вида

организмов;
9. признаки, зависящие от сцепления генов, наследуются совместно;
10. сцепление генов может нарушаться процессом кроссинговера, в результате образуются рекомбинантные хромосомы;
 11. частота кроссинговера является функцией расстояния между генами: чем больше расстояние, тем больше величина кроссинговера (прямая зависимость);
12. частота кроссинговера зависит от силы сцепления между генами: чем сильнее сцеплены гены, тем меньше величина кроссинговера (обратная зависимость);
13. сцепление генов и кроссинговер позволяют производить картирование хромосом.

• Имя файла: zakonomernosti-nasledovaniya-na-kletochnom-urovne-genetika-pola-hromosomnaya-teoriya-nasledstvennosti.pptx