Презентация на тему Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. (11 класс)

С давних времен ученые наблюдали существование сходных признаков у разных видов и родов одного семейства: например дыни, похожие на огурцы или арбузы похожие на дыни.Раскрыл причину этого удивительного сходства Н.И. Вавилов –русский генетик, селекционер. Его труд
13 сентябряЗакон гомологических рядовв наследственной изменчивостиЦель: уяснить суть и значение закона Н.И.Вавилова для современной селекции С давних времен ученые наблюдали существование сходных признаков у разных видов и Изучая изменчивость признаков у видов и родов семейства Злаки, Н. И. Вавилов Более того, состав признаков, по которым различаются формы внутри вида и рода, Согласно закону гомологических рядов, зная ряд форм для одного вида, можно предвидеть Ученые-генетики в 20в. установили, что ген может находиться более чем в 2 Хотя закон касался изменчивости у растений, Н. И. Вавилов указывал на его Значение закона Н.И.Вавилова.Являясь теоретической основой сравнительной генетики, закон объясняет полиморфность видов. Закон ЗАКРЕПЛЕНИЕ1.Объясните суть Закона гомологических радов наследственной изменчивости на примере семейства пасленовые.2.Каково значение Домашнее заданиеЧитать с.72-73, отвечать на в.1-3 устно;Творческое задание:подготовить презентацию «Н.И.Вавилов – выдающийся генетик, селекционер».

Слайд 2 С давних времен ученые наблюдали существование
сходных признаков

С давних времен ученые наблюдали существование сходных признаков у разных видов

у разных видов и родов одного семейства: например дыни,

похожие на огурцы или арбузы похожие на дыни.
Его труд - Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости -настольная книга современных селекционеров, был опубликован в 1920г.

Слайд 3 Изучая изменчивость признаков у видов и родов семейства

Изучая изменчивость признаков у видов и родов семейства Злаки, Н. И.

Злаки,
Н. И. Вавилов обнаружил, что все виды и

роды генетически близкие между собой характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.
Например, он выяснил, что если мягкая пшеница имеет формы озимые и яровые, остистые и безостые, то такие же формы обязательно обнаруживаются и у твердой пшеницы.

Слайд 4 Более того, состав признаков, по которым различаются формы

Более того, состав признаков, по которым различаются формы внутри вида и

внутри вида и рода, оказываются часто такими же в

других родах.
Например, формы ржи и ячменя повторяют формы разных видов пшениц, причем образуют те же рпараллелные, или гомологичные ряды наследственной изменчивости.
Изучение наследственной изменчивости у культурных растений и их предков позволило Н. И. Вавилову сформулировать закон гомологических рядов наследственной изменчивости: «Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов. Чем ближе генетически расположены в общей системе роды и виды, тем полнее сходство в рядах их изменчивости. Целые семейства растений в общем характеризуются определенным циклом изменчивости, проходящей через все роды и виды, составляющие семейство». Суть этого закона заключается в том, что у близких по происхождению видов и родов организмов возникают сходные наследственные изменения.

Слайд 5 Согласно закону гомологических рядов, зная ряд форм для

Согласно закону гомологических рядов, зная ряд форм для одного вида, можно

одного вида, можно предвидеть нахождение форм у других видов

и родов. Вавилов пришел к выводу, что целые семейства растений характеризуются определенным циклом изменчивости, проходящей черед все роды, составляющие семейства.
Так же у разных видов млекопитающих встречаются формы бесшерстные, длинношерстные, короткопалые и т.д.

Слайд 6 Ученые-генетики в 20в. установили, что ген может находиться

Ученые-генетики в 20в. установили, что ген может находиться более чем в

более чем в 2 состояниях. Разнообразие аллелей 1 гена

получило название множественного аллелизма. Разные аллели определяют разную степень развития одного и того же признака.
Учитывая, что каждый ген может мутировать в разных направлениях (множественный аллелизм) и что мутационный процесс носит ненаправленный характер, можно предположить, что спектр изменений одинаковых генов у особей близких видов будет сходным.
Множественный аллелизм лежит в основе параллельной изменчивости-явления, при котором возникают сходные признаки у разных видов и родов одного семейства.
Следовательно, в основе закона гомологических рядов лежит параллелизм генотипической изменчивости у особей со сходным набором генов.

Слайд 7 Хотя закон касался изменчивости у растений, Н. И.

Хотя закон касался изменчивости у растений, Н. И. Вавилов указывал на

Вавилов указывал на его применимость и к животным. Теоретической

основой гомологии рядов фенотипической изменчивости у близких таксономических групп является представление о единстве их происхождения путем дивергенции под действием естественного отбора. Поскольку общие предки имели определенный специфический набор генов, то и их потомки должны обладать в основном таким же набором за небольшим исключением.

Слайд 9 Значение закона Н.И.Вавилова.
Являясь теоретической основой сравнительной генетики, закон

объясняет полиморфность видов. Закон гомологических рядов, отражая общую закономерность

мутационного процесса и формообразования организмов, является биологической основой методов целенаправленного получения нужных наследственных изменений.

Слайд 10 ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.Объясните суть Закона гомологических радов наследственной изменчивости на

примере семейства пасленовые.
2.Каково значение закона Н. И. Вавилова для

современной селекции?

Слайд 11 Домашнее задание
Читать с.72-73, отвечать на в.1-3 устно;

Творческое задание:
подготовить

презентацию «Н.И.Вавилов – выдающийся генетик, селекционер».

• Имя файла: zakon-gomologicheskih-ryadov-v-nasledstvennoy-izmenchivosti-11-klass.pptx