Презентация на тему Строение органоидов

СодержаниеМикроскопИмена, сыгравшие роль в изучении клеткиОсновные положения клеточной теорииКлеточные структуры:Органоиды клетки: Клеточная мембрана Цитоплазма Ядро Рибосомы Комплекс Гольджи ЭПС Лизосомы Митохондрии Пластиды Клеточный центр Органоиды движения
Клеточный уровень организации живой материи СодержаниеМикроскопИмена, сыгравшие роль в изучении клеткиОсновные положения клеточной теорииКлеточные структуры:Органоиды клетки: Клеточная МикроскопАнтон Ван Левенгук создал первый в мире микроскоп, что позволило заглянуть в Имена, сыгравшие роль в изучении клеткиАнтон ван Левенгук – впервые рассмотрел одноклеточные Основные положения клеточной теорииВсе живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и Клеточные структуры Клеточная мембранаСтенки большинства органоидов образованы клеточной мембраной. Строение клеточной мембраны:Она Клеточные структуры Цитоплазма. Ядро.Цитоплазма – полужидкое содержимое клетки, в котором находятся все Органоиды клетки РибосомыОрганоиды шаровидной формы, диаметром 10-30 нанометров. В их состав входят Органоиды клетки Комплекс ГольджиЭто полости, стенки которых образованы одним слоем мембраны, которые Органоиды клетки ЭПСЭПС - эндоплазматическая сеть. Представляет собой сеть канальцев, стенки которых Органоиды клетки ЛизосомыЛизосома представляет собой маленький пузырёк, диаметром всего 0,5 – 1,0 Органоиды клетки МитохондрииСтроение митохондрий:Округлые, овальные, палочковидные тельца. Длина -10 микрометров, диаметр -1 Органоиды клетки ПластидыПластиды бывают трёх видов: лейкопласты - бесцветные, хлоропласты - зелёные Органоиды клетки Клеточный центрОколо ядра у низших растений и животных находятся две Органоиды клетки Органоиды движенияОрганоиды движения - реснички и жгутики. Реснички короче - О создателях презентацииНадеемся, презентация вам понравилась и вы узнали много нового о Антон ван ЛевенгукОн родился 24 октября 1632 г. в городе Делфте в Роберт Гук(англ. Robert Hooke; Роберт Хук, 18 июля 1635 г., остров Уайт Роберт ГукОткрытияК числу открытий Гука принадлежат: открытие пропорциональности между упругими растяжениями, сжатиями Т. ШваннТеодор Шванн (1810-1882) родился 7 декабря 1810 года в Нойсе на М. ШлейденШлейден (Schleiden) Маттиас Якоб (05.04.1804, Гамбург – 23.06.1881, Франкфурт-на-Майне), немецкий ботаник. Р. БроунРоберт Броун (англ. Robert Brown 21 декабря 1773г., Монтроза – 10 Р. Вирхов(1821—1902) (нем. Rudolf Ludwig Karl Virchow) — немецкий учёный и политический

Слайд 2 Содержание
Микроскоп
Имена, сыгравшие роль в изучении клетки
Основные положения клеточной

Клеточный центр
Органоиды движения

Слайд 3 Микроскоп
Антон Ван Левенгук создал первый в мире микроскоп,

что позволило заглянуть в микроструктуру клетки. С усовершенствованием микроскопа

учёным открывались всё новые и новые неизвестные части клетки, процессы жизнедеятельности, которые можно было наблюдать в световой микроскоп.

Рис. 1: микроскоп Левенгука

Электрический микроскоп, изобретённый в ХХ веке, и его усовершенствование модели позволяют увидеть микроскопическое строение клеточных структур. При объёмном сканировании можно увидеть строение клетки и её органоидов такими, какие они в своей натуральной среде, в живом организме.

Рис. 2: Электрический микроскоп

Слайд 4 Имена, сыгравшие роль в изучении клетки
Антон ван Левенгук

Имена, сыгравшие роль в изучении клеткиАнтон ван Левенгук – впервые рассмотрел

– впервые рассмотрел одноклеточные организмы в микроскоп.

Роберт Гук –

предложил сам термин – «Клетка».

Т. Шванн Т. Шванн и М. Шлейден Т. Шванн и М. Шлейден – сформулировали клеточную теорию в середине XIX века.

Р. Броун – в начале XIX века увидел внутри клеток листа плотное образование, которое назвал ядром.

Р. Вирхов – доказал, что клетки способны делиться и предложил дополнение к клеточной теории.

Слайд 5 Основные положения клеточной теории
Все живые существа, от одноклеточных

до крупных растительных и животных организмов, состоят из клеток.
Все

клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям.
Клетки специализированы, и в многоклеточных организмах, по составу и функциям и способны к самостоятельной жизнедеятельности.
Клетки образованы из клеток. Клетка лежит в основе разложения материнской на две дочерние.

Слайд 6 Клеточные структуры Клеточная мембрана

Стенки большинства органоидов образованы клеточной мембраной.

Строение клеточной мембраны:
Она трёхслойная. Толщина - 8 нанометров. 2

слоя образуют липиды, в которых находятся белки. Белки мембраны часто образуют мембранные каналы, по которым транспортируются ионы калия, кальция, натрия.

Крупные молекулы белков, жиров и углеводов проникают в клетку с помощью фагоцитоза и пиноцитоза. Фагоцитоз - поступление твёрдых частиц, окружённых клеточной мембраной, в цитоплазму клетки. Пиноцитоз - поступление капелек жидкости, окружённых клеточной мембраной, в цитоплазму клетки. Поступление веществ через мембрану происходит избирательно, кроме того она ограничивает клетку, отделяет её от других, от окружающей среды, придаёт форму и защищает от повреждений.

Рис. 4: А – процесс фагоцитоза; Б – процесс пиноцитоза

Рис. 3: Строение клеточной мембраны

Слайд 7 Клеточные структуры Цитоплазма. Ядро.

Цитоплазма – полужидкое содержимое клетки, в

котором находятся все органоиды клетки. В состав входят различные

органические и неорганические вещества, вода и соли.
Ядро:
Округлое, плотное, тёмное тельце в клетках растений, грибов, животных. Окружено ядерной мембраной. Наружный слой мембраны шероховатый, внутренний - гладкий. Толщина - 30 нанометров. Имеет поры. Внутри ядра - ядерный сок. Содержатся хроматиновые нити. Хроматин - ДНК+БЕЛОК. Во время деления ДНК накручивается на белок, как на катушку. Так образуются хромосомы. У человека соматические клетки тела имеют 46 хромосом. Это диплоидный (полный, двойной) набор хромосом. В половых клетках 23 хромосомы (гаплоидный, половинный) набор. Видоспецифичный набор хромосом в клетке называется кариотип. Организмы в клетках которых нет ядра называются – прокариоты. Эукариоты-организмы, клетки которых содержат ядро.

Рис. 6: Мужской хромосомный набор

Рис. 5: Строение ядра

Слайд 8 Органоиды клетки Рибосомы
Органоиды шаровидной формы, диаметром 10-30 нанометров. В

их состав входят ДНК и белок. Рибосомы формируются в

ядрышках ядра, а затем выходят в цитоплазму, где начинают выполнять свою функцию – синтез белков. В цитоплазме рибосомы чаще всего расположены на шероховатой эндоплазматической сети. Реже они свободно взвешены в цитоплазме клетки.

Рис. 7: Строение рибосомы эукариотической клетки

Слайд 9 Органоиды клетки Комплекс Гольджи

Это полости, стенки которых образованы одним

слоем мембраны, которые располагаются у ядра стопками. Внутри находятся

синтезированные вещества, которые накапливаются в клетке. От комплекса Гольджи отшнуровываются пузырьки, которые формируются в лизосомы.

Рис. 8: Схема строения и микрофотография аппарата Гольджи

Слайд 10 Органоиды клетки ЭПС

ЭПС - эндоплазматическая сеть. Представляет собой сеть

канальцев, стенки которых образованы клеточной мембраной. Толщина канальцев -

50 нанометров. ЭПС бывает 2-ух видов: гладкая и гранулярная (шероховатая). Гладкая выполняет транспортную функцию, на шероховатой (на её поверхности рибосомы) синтезируются белки.

Рис. 9: Электронная микрофотография участка гранулярной ЭПС

Слайд 11 Органоиды клетки Лизосомы

Лизосома представляет собой маленький пузырёк, диаметром всего

0,5 – 1,0 мкм, содержащий в себе большой набор

ферментов, способных разрушать пищевые вещества. В одной лизосоме может находиться 30 – 50 различных ферментов. Лизосомы окружены мембраной, способной выдержать воздействие этих ферментов. Формируются лизосомы в Комплексе Гольджи.

Рис. 10: схема переваривания клеткой пищевой частицы при помощи лизосомы

Слайд 12 Органоиды клетки Митохондрии

Строение митохондрий:
Округлые, овальные, палочковидные тельца. Длина -10

микрометров, диаметр -1 микрометр. Стенки образованы двумя мембранами. Наружная

- гладкая, внутренняя имеет выросты - кристы. Внутренняя часть заполнена веществом, в котором находится большое количество ферментов, ДНК, РНК. Это вещество называется - матрикс.
Функции:
Митохондрии вырабатывают молекулы АТФ. Их синтез происходит на кристах. Больше всего митохондрий в клетках мышц.

Рис. 11: Строение митохондрии

Слайд 13 Органоиды клетки Пластиды

Пластиды бывают трёх видов: лейкопласты - бесцветные,

хлоропласты - зелёные (хлорофилл), хромопласты - красные, жёлтые, оранжевые.

Пластиды встречаются только в растительных клетках.
Хлоропласты имеют форму соевого зёрнышка. Стенки образованы двумя мембранами. Наружный слой - гладкий, внутренний имеет выросты и складочки, которые образуют стопки пузырьков, называемые гранами. В гранах находится хлорофилл , т.к основная функция хлоропластов - фотосинтез, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы и АТФ. Внутри хлоропластов находятся молекулы ДНК, РНК, рибосомы, ферменты. Они тоже могут делиться (размножаться).

Рис. 12: Строение хлоропласта

Слайд 14 Органоиды клетки Клеточный центр

Около ядра у низших растений и

животных находятся две центиоли, это клеточный центр. Это два

цилиндрических тельца расположенных перпендикулярно по отношению друг к другу. Стенки их образованы 9-ю триплетами микротрубочек. Микротрубочки образуют цитоскелет клетки, по которому двигаются органоиды. Клеточный центр во время деления образует нити веретена деления, при этом он удваивается, 2 центриоли отходят к одному полюсу, а 2 к другому.

Рис. 13: А – схема строения и Б – электронная микрофотография центриоли

Слайд 15 Органоиды клетки Органоиды движения

Органоиды движения - реснички и жгутики.

Реснички короче - их больше, а жгутики длиннее -

их меньше. Они образованы мембраной, внутри них находятся микротрубочки. Некоторые органоиды движения имеют базальные тельца, закрепляющие их в цитоплазме. Движение осуществляется за счёт скольжения трубочек друг по другу. В дыхательных путях человека мерцательный эпителий имеет реснички, которые выгоняют пыль, микроорганизмы, слизь. Простейшие имеют жгутики и реснички.

Рис. 14: Одноклеточные организмы, способные к движению

Слайд 16 О создателях презентации
Надеемся, презентация вам понравилась и вы

узнали много нового о клеточной теории и её создателях.
Данную

презентацию для вас подготовили ученицы 9Б класса Молчунова Татьяна и Маркова Екатерина.

Слайд 17 Антон ван Левенгук
Он родился 24 октября 1632 г.

Антон ван ЛевенгукОн родился 24 октября 1632 г. в городе Делфте

в городе Делфте в Голландии. Его родные были уважаемыми

бюргерами и занимались плетением корзин и пивоварением. Отец Левенгука умер рано, и мать отправила мальчика учиться в школу, мечтая сделать из него чиновника. Но в 15 лет Антони оставил школу и уехал в Амстердам, где поступил учиться торговому делу в суконную лавку, работая там бухгалтером и кассиром.
В 21 год Левенгук вернулся в Делфт, женился и открыл собственную торговлю мануфактурой. О его жизни в последующие 20 лет известно очень мало, за исключением того, что у него было несколько детей, большинство из которых умерло, и что, овдовев, он женился во второй раз, Известно также, что он получил должность стража судебной палаты в местной ратуше, что, по современным представлениям, соответствует сочетанию дворника, уборщика и истопника в одном лице. У Левенгука было своё хобби. Приходя со службы домой, он запирался в своём кабинете, куда в это время не допускалась даже жена, и с увлечением рассматривал под увеличительными стёклами самые разные предметы. К сожалению, эти стёкла увеличивали не слишком сильно. Тогда Левенгук попробовал сделать свой собственный микроскоп с использованием шлифованных стёкол, что ему успешно удалось.

Слайд 18 Роберт Гук
(англ. Robert Hooke; Роберт Хук, 18 июля

Роберт Гук(англ. Robert Hooke; Роберт Хук, 18 июля 1635 г., остров

1635 г., остров Уайт — 3 марта 1703 г.,

Лондон) — английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист.
Отец Гука, пастор, готовил его первоначально к духовной деятельности, но ввиду слабости здоровья мальчика и проявляемой им способности к занятию механикой предназначил его к изучению часового мастерства. Впоследствии, однако, молодой Гук получил интерес к научным занятиям и вследствие этого был отправлен в Вестминстерскую школу, где успешно изучал языки латинский, древнегреческий, еврейский, но в особенности интересовался математикой и выказал большую способность к изобретениям по физике и механике. Способность его к занятиям физикой и химией была признана и оценена учёными Оксфордского университета,

в котором он стал заниматься с 1653 года; он сначала стал помощником химика Виллиса, а потом известного Бойля. В течение своей 68-летней жизни Роберт Гук, несмотря на слабость здоровья, был неутомим в занятиях, сделал много научных открытий, изобретений и усовершенствований. В 1663 Лондонское королевское общество, признав полезность и важность его открытий, сделало его своим членом; впоследствии он был назначен профессором геометрии в Gresham College.

Слайд 19 Роберт Гук
Открытия
К числу открытий Гука принадлежат:
открытие пропорциональности

между упругими растяжениями, сжатиями и изгибами и производящими их

напряжениями,
некая первоначальная формулировка закона всемирного тяготения (приоритет Гука оспаривался Ньютоном, но, по-видимому, не в части первоначальной формулировки),
открытие цветов тонких пластинок,
постоянства температуры таяния льда и кипения воды,
идеи о волнообразном распространении света и идеи о тяготении,
живой клетки (с помощью усовершенствованного им микроскопа; Гуку же принадлежит сам термин "клетка" - англ. cell)
и многого другого.

Во-первых, следует сказать о спиральной пружине для регулирования хода часов; изобретение это было сделано им в течение времени от 1656 до 1658.
В 1666 он изобрел спиртовой уровень, в 1665 представил королевскому обществу малый квадрант, в котором алидада перемещалась помощью микрометренного винта, так что представлялась возможность отсчитывать минуты и секунды; далее, когда найдено было удобным заменить диоптры астрономических инструментов трубами, он предложил помещать в окуляр нитяную сетку.
Кроме того, он изобрел оптический телеграф, термометр-минима, регистрирующий дождемер; делал наблюдения с целью определить влияние вращения земли на падение тел и занимался многими

Рис. 3: Микроскоп Гука

физическими вопросами, например, о влияниях волосности, сцелления, о взвешивании воздуха, об удельном весе льда, изобрел особый ареометр для определения степени пресности речной воды (water-poise). В 1666 Гук представил Королевскому обществу модель изобретенных им винтовых зубчатых колес, описанных им впоследствии в «Lectiones Cutlerianae» (1674).

Слайд 20 Т. Шванн
Теодор Шванн (1810-1882) родился 7 декабря 1810

Т. ШваннТеодор Шванн (1810-1882) родился 7 декабря 1810 года в Нойсе

года в Нойсе на Рейне, вблизи Дюссельдорфа, посещал гимназию

иезуитов в Кельне, изучал медицину с 1829 года в Бонне, Варцбурге и Берлине. Степень доктора он получил в 1834 году, в 1836 году открыл пепсин. Монография Шванна «Микроскопические исследования о сходстве в структуре и росте животных и растений» (1839) принесла ему мировую известность. С 1839 года он являлся профессором анатомии в Левене, Бельгия, с 1848 года - в Люттихе. Шванн не был женат, был правоверным католиком. Он умер в Кельне 11 января 1882 года.
Его диссертация о необходимости атмосферного воздуха для развития цыпленка (1834) познакомила с ролью воздуха в процессах развития организмов. Необходимость кислорода для брожения и гниения была продемострирована и в опытах Гей-Люссака. Наблюдения Шванна возродили интерес к теории самозарождения и воскресили

представления о том, что благодаря нагреванию воздух теряет свою жизненную силу, которая необходима для зарождения живых существ. Шванн попытался доказать, что прогретый воздух не препятствует жизненному процессу. Он показал, что лягушка нормально дышит в прогретом воздухе. Однако если пропускать прогретый воздух через суспензию дрожжей, в которую добавлен сахар, брожения не происходит, тогда как не прогретые дрожжи быстро развиваются. К известным опытам по винному брожению Шванн пришел на основании теоретических и философских соображений. Он подтвердил представление о том, что винное брожение вызывается живыми организмами - дрожжами. Наиболее известны работы Шванна в области гистологии, а также труды, посвященные клеточной теории. Ознакомившись с работами М. Шлейдена, Шванн пересмотрел весь имевшийся на то время гистологический материал и нашел принцип сравнения клеток растений и элементарных микроскопических структур животных. Взяв в качестве характерного элемента клеточной структуры ядро, Шванн смог доказать общность строения клеток растений и животных. В 1839 вышло в свет классическое сочинение Шванна «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений».

Слайд 21 М. Шлейден
Шлейден (Schleiden) Маттиас Якоб (05.04.1804, Гамбург –

23.06.1881, Франкфурт-на-Майне), немецкий ботаник. Изучал право в Гейдельберге, ботанику

и медицину в университетах Гёттингена, Берлина и Йены. Профессор ботаники Йенского университета (1839–62), с 1863 – профессор антропологии Дерптского университета (Тарту).
Основное направление научных исследований – цитология и физиология растений. В 1837 Шлейден предложил новую теорию образования растительных клеток, основанную на представлении о решающей роли в этом процессе клеточного ядра. Учёный полагал, что новая клетка как бы выдувается из ядра и затем покрывается клеточной стенкой. Исследования Шлейдена способствовали созданию Т. Шванном клеточной теории. Известны работыШлейдена о развитии и дифференцировке клеточных структур высших растений.).

В 1842 он впервые обнаружил ядрышки в ядре.
Среди наиболее известных трудов ученого – «Основы ботаники» (Grundz ge der Botanik, 1842–1843 гг.)

Слайд 22 Р. Броун
Роберт Броун (англ. Robert Brown 21 декабря

Р. БроунРоберт Броун (англ. Robert Brown 21 декабря 1773г., Монтроза –

1773г., Монтроза – 10 июня 1856 г.) — выдающийся

английский ботаник.
Родился 21 декабря 177 3 г. в Монторозе в Шотландии, учился в Абердине и Эдинбурге и в 1795г. поступил прапорщиком и помощником хирурга в полк шоландской милиции, с которым находился в Ирландии.
Усердные занятия естественными науками снискали ему дружбу сэра Иосифа Банка по рекомендации которого он был назначен ботаником в экспедиции, отправленной в 1801 г., под начальством капитана Флиндера, для исследования берегов Австралии. Вместе с художником Фердинандом Бауэром он посетил некоторые части Австралии, затем Тасманию и острова Бассова пролива.
В 1805 г. Броун возвратился в Англию, привезя с собой около 4000 видов австралийских растений; он употребил несколько лет на разработку

этого богатого материала, какого ещё никто никогда не привозил из дальних стран. Сделанный сэром Банком библиотекарем его дорогого собрания естественно-исторических сочинений, Броун издал: «Prodromus florae Novae Hollandiae» (Лондон, 1810), которую Окэн отпечатал в «Isis», a Nees von Esenbeck (Нюрнберг, 1827 г.) издал с прибавлениями. Эта образцовая работа дала новое направление географии растений (фитогеографии).
Он составлял также отделы ботаники в донесениях Росса, Парри и Клаппертона, путешественников по полярным странам, помогал хирургу Ричардсону, собравшему много интересного во время путешествия с Франклином; постепенно описал гербарии, собранные: Горсфильдом на Яве в 1802—15 гг. Oudney’ом и Клаппертоном в Центральной Африке, Христианом Смитом, спутником Тюкея — во время экспедиции по течению Конго.
Естественная система многим ему обязана: он стремился к возможно большей простоте как в классификации, так и в терминологии, избегал всяких ненужных нововведений; очень многое сделал для исправления определений старых и установления новых семейств. Он работал также и в области физиологии растений: исследовал развитие пыльника и движение плазматических телец в нем.

• Имя файла: stroenie-organoidov.pptx