Презентация на тему ST_OK_1-17_klassifikatsia_mikroorganizmov

НЕТ ИТОГОВЫХОбщая микробиологияОбщая вирусологияМедицинская бактериологияЧастная медицинская вирусологияОсновы медицинской микологии и протозоологии 3 семестрэкзамен 4 семестр
Курс микробиологии и вирусологии медицинского факультета ЧГУ Ефейкина Надежда Борисовна НЕТ ИТОГОВЫХОбщая микробиологияОбщая вирусологияМедицинская бактериологияЧастная медицинская вирусологияОсновы медицинской микологии и протозоологии Модульно-рейтинговая системаРейтинговая оценка качества учебной работы студента включает в себя следующие этапы:1. Модульно-рейтинговая системаДисциплина «Микробиология, вирусология,» делится на разделы = модули: в 3-м семестре Текущие оценки не пересдаются Критерии выведения рейтинговой оценкипосещаемость 1 практического занятия может быть оценена максимально в Критерии выведения рейтинговой оценки ПРОПУЩЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ ОТРАБАТЫВАЮТСЯ! Критерии выведения рейтинговой оценкитекущая успеваемость студента оценивается по 5-ти бальной системе. На Критерии выведения рейтинговой оценкиСтудент, не сдавший коллоквиум на занятии, может в течение Критерии выведения рейтинговой оценкиПрактическая (самостоятельная) работа включает:- подготовку к занятиям,- самостоятельное изучение отдельных вопросов. Поощрение студентов При подсчете рейтинговых баллов преподаватель имеет право поощрить особо активных Допуск к экзаменуК сдаче экзамена допускается студент, сдавший коллоквиумы по всем модулям Экзамен3 этапа:1. итоговое тестирование,2. проверка практических навыков,3. экзамен – устно по билетам. ЭкзаменПри выведении экзаменационной оценки учитываются результаты всех этапов. Итоговое тестированиеПроводится по окончании изучения дисциплиныЗа него студент может максимально получить 5 Проверка практических навыковВ конце года по окончании изучения дисциплины проводится обязательная проверка Льготы на экзаменесредний балл 4,85 и общий балл 60 и выше – ЛитератураЛ.Б. Борисов. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», Определение терминов «микробиология» и «микроорганизм» Микробиология - наука, изучающая микроорганизмы.Микроорганизмы - организмы, Задачи медицинской микробиологии изучение структуры и биологических свойств микробов изучение взаимоотношений микроба История развития микробиологии: описательный период конец XVII – сер. XIX в. открытие История развития микробиологии: физиологический (пастеровский) периодсер. XIX – начало. ХХ в. изучение Луи Пастер   (1822-1895) – французский химикЗаслуги Роберт Кох (1843-1910) – немецкий микробиологЗаслуги Р.Коха* открытие патогенных микроорганизмовсибиреязвенная палочкахолерный вибрион Роберт Кох (1843-1910) – немецкий микробиологЗаслуги Р.Коха* разработка основных правил идентификации патогенных Роберт Кох (1843-1910) – немецкий микробиологЗаслуги Р.Коха** другие открытия- плотные питательные среды,- История развития микробиологии: иммунологический периодначало – середина ХХ в. открытие иммунитета Илья Илья Ильич Мечников  (1845-1916)– основоположник клеточной теории иммунитета,- автор учения о Пауль Эрлих (1854-1915)  немецкий химик, бактериолог, иммунологПредложил гуморальную теорию иммунитета,Основоположник химиотерапии Флеминг, сэр Александер (1881-1955) - американский бактериолог- обнаружил лизоцим и определил его антибактериальные свойства,– открыл пенициллин Ивановский Дмитрий Иосифович (1864-1920)– открытие вирусов,- сформировал теорию вирусных инфекций История развития микробиологии: современный периодс середины ХХ в. молекулярные методы исследованияАнре ЛьвоффРоберт Анре Львофф(1902-1994)  - французский генетик – открыл провирус. Роберт Галло (1937)       - Люк Монтанье (1932)- французский вирусолог - в1983 г. – с сотрудниками лаборатории Стэнли Прузинер (1942)– американский вирусолог,- открытие прионов как нового биологического принципа инфицирования,- Классификация патогенных микроорганизмов  (определитель м/о Берджи – новое издание – 2001г)НЕКЛЕТОЧНЫЕ Надцарство:  Prokaryota Домен Bacteria = эубактерии  Тип (23) - медицинское значение имеют: Надцарство: EucaryotaДомен: Основные классификационные понятияВид - основной таксон в классификации прокариот - эволюционно сложившаяся Подвидовые категории:Варианты (более мелкая таксономическая единица = подразделение внутри вида): Подвидовые категории:-Штамм = совокупность микроорганизмов, выделенных из разных источников в одно и Примеры формирования бинарного названия Микробиологические методы исследования (диагностики) Микробиологические методы исследования (диагностики) Схема строения бактериальной клетки Органеллы бактериальной клетки: обязательные Нуклеоид Циркулярно замкнутая суперспирализованная двухцепочечная молекула ДНК = Органеллы бактериальной клетки: обязательные Рибосомы Аналогичны рибосомам эукариотической клетки, но меньшей молекулярной Органеллы бактериальной клетки: необязательные (факультативные)Плазмиды = ДНК аналогичного нуклеоиду строения, но:меньшего молекулярного Органеллы бактериальной клетки: необязательные (факультативные)Защитные приспособленияспора (эндоспора)капсулаЖгутики- органоиды движенияРеснички (пили, фимбрии) = Строение клеточной стенки бактерий Дефектные формы бактерий Микро- и макрокапсула бактерий Микро- и макрокапсула бактерий Капсула бактерий Жгутики бактерий Органы движения бактерийжгутикиосевая нить (у спирохет)Тип движения жгутиковВращательный Жгутики бактерий Выявление жгутиковкосвенное – по факту подвижности бактерийпрямое:специальные методы окраски,фазово-контрастная микроскопия (у лофотрихов),электронная микроскопия. Классификация бактерий  по числу и расположению жгутиковмонотрихи – один на полюсеполитрихи Спора и спорообразование у бактерийОпределение: СПОРА - покоящаяся форма, позволяющая сохранить наследственную Спора и спорообразование у бактерийМесто образования:внешняя среда (не в организме человека)искусственная питательная Стадии образования спорыформирование спорогенной зоны (уплотненный участок цитоплазмы вокруг нуклеоида)образование проспоры (изолирование Стадии прорастания спорынабухание (увеличение количества свободной воды)активация ферментовразрушение плотных оболочек (разрушаются соли Спорообразующие бактерии Бациллы (спора меньше диаметра клетки) Клостридии (спора больше диаметра клетки) Выявление спор - окраска по Ожешко КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРОЕНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ АктиномицетыКлассификация: Тип: ActinobacteriaКласс: ActinobacteriaРоды: - Actinomyces АктиномицетыМорфология:имеют вид палочек или нитей (гиф), которые переплетаясь образуют мицелий (субстратный и Спирохеты КлассификацияТип: Spirochaetes Класс: Spirochaetes Роды:Treponema    (T. palliudum),Leptospira Спирохеты Особенности ультраструктурыВ периплазматическом пространстве клеточной стенки вдоль всего тела бактерий проходит Особенности морфологии спирохетТрепонемы     Боррелии      Лептоспиры Особенности морфологии и ультраструктуры риккетсийМорфология – коккобактерииПринципиальное отличие от других прокариот - Особенности морфологии и ультраструктуры риккетсийКлассификация:Тип:ProteobacteriaКласс:   AlphaproteobacteriaРод:Rickettsia (R.prowazekii)Ультраструктура: типичная структура грамотрицательных Классификация и ультраструктура хламидийТип: ChlamydiaеКласс: ChlamydiaeРод: Chlamydia (С.psittaci,  C. trachomatis, Особенности морфологии хламидийМорфология: Вне клеток – элементарные тельца = спороподобные сферические клетки Классификация микоплазмТип: FirmicutesКласс: MollicutesРоды:1. Mycoplasma (M.pneumoniae)2. Ureaplasma (U.urealiticum) Особенности морфологии и ультраструктуры микоплазмПолиморфные микроорганизмы,Покрыты трехслойной эластичной мембраной,В ЦПМ содержатся стерины, Классификация грибовНадцарство: эукариотыЦарство:Mycota или FungiОтделы:1. Myxomycota (грибы-слизневики)2. Eumycota (настоящие грибы), Классы -7: Дейтеромицеты= сборная группа разных видов грибов: не имеющих полового процесса,Размножающихся:вегетативно,с помощью спор. Типы роста грибовдрожжевой – одноклеточные организмы,гифальный = мицелиальный (плесневой) – многоклеточные организмы. Диморфизм грибов = феномен морфологического полиморфизма, когда один и тот же вид Дрожжи: морфологияСферические или овоидные клетки, Делятся почкованием.Candida albicans в поражённой ткани Дрожжи: морфологияОбразуют псевдогифы – цепочки удлиненных клеток (псевдомицелий),На концах псевдогиф располагаются хламидоспоры Плесени – нитчатые грибыструктурная вегетирующая единица = гифа – разветвлённая микроскопическая нитьсовокупность Плесени: характеристика мицелиясубстратный (вегетативный) мицелий – врастает в питательный субстрат,воздушный (репродуктивный) мицелий эндоспорыГифа воздушного мицелия – спорангиофора,Эндоспоры развиваются в терминально увеличенном конце гифы экзоспоры = конидииГифа воздушного мицелия, несущая экзоспоры – спорофора =конидиофора,Экзоспоры располагаются на типы конидийКонидиефоры заканчиваются терминальными пузырьками (головками), в которые врастают бутылкообразные конидии (н-р, типы конидийНа конце конидиофора развивается специализированная кисточка (например, у плесенир. Penicillium

Слайд 2 НЕТ ИТОГОВЫХ

Общая микробиология
Общая вирусология

Медицинская бактериология
Частная медицинская вирусология
Основы медицинской

микологии и протозоологии

семестр

экзамен

семестр

Слайд 3 Модульно-рейтинговая система
Рейтинговая оценка качества учебной работы студента включает

в себя следующие этапы:
1. посещаемость практических занятий,
2. активность студента

на занятиях,
3. посещаемость лекций,
4. устный опрос по текущей теме,
5. практическая (самостоятельная) работа.

Слайд 4 Модульно-рейтинговая система
Дисциплина «Микробиология, вирусология,» делится на разделы =

модули: в 3-м семестре – 3, в 4-м -

2, всего 5.

По завершении каждого модуля проводится промежуточный аудиторный контроль знаний путем проведения контрольной работы, тестирования или устного опроса.

Слайд 5 Текущие оценки не пересдаются

Текущие оценки не пересдаются

Слайд 6 Критерии выведения рейтинговой оценки
посещаемость 1 практического занятия может

быть оценена максимально в 1 балл, если студент:
-

присутствует на занятии в застегнутом чистом халате, сменной обуви или бахилах с коротко остриженными ногтями,
- подготовил ответы на все теоретические вопросы занятия,
- добросовестно выполнил все практические задания,
оформил протоколы опытов в рабочей тетради
предъявил тетрадь преподавателю в конце занятия и ответил на контрольные вопросы преподавателя.
ВСЕ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ НА ЗАНЯТИИ ОЦЕНКУ ЗА ОТВЕТ!

Слайд 7 Критерии выведения рейтинговой оценки

ПРОПУЩЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ ОТРАБАТЫВАЮТСЯ!

Критерии выведения рейтинговой оценки ПРОПУЩЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ ОТРАБАТЫВАЮТСЯ!

Слайд 8 Критерии выведения рейтинговой оценки
текущая успеваемость студента оценивается по

5-ти бальной системе.
На каждом занятии студент должен получить

оценку.

оценка по модулю является средней арифметической из суммы оценок, полученных за ответы на занятиях и оценки за аудиторную контрольную работу (коллоквиум).

Слайд 9 Критерии выведения рейтинговой оценки
Студент, не сдавший коллоквиум на

занятии, может в течение недели ликвидировать задолженность без изменения

оценки.

Позднее оценка за модуль будет снижена на 1 балл.

Слайд 10 Критерии выведения рейтинговой оценки
Практическая (самостоятельная) работа включает:
- подготовку

к занятиям,
- самостоятельное изучение отдельных вопросов.

Слайд 11 Поощрение студентов
При подсчете рейтинговых баллов преподаватель имеет право

поощрить особо активных студентов (участвующих в работе кружков, научных

студенческих конференций и т.п.), добавив им от 1 до 5 баллов.

Слайд 12 Допуск к экзамену
К сдаче экзамена допускается студент, сдавший

коллоквиумы по всем модулям и набравший не менее 50

баллов.

Слайд 13 Экзамен
3 этапа:
1. итоговое тестирование,
2. проверка практических навыков,
3. экзамен

– устно по билетам.
В билете 3 вопроса:

2 - из общего курса,
1 - из частного.

Слайд 14 Экзамен

При выведении экзаменационной оценки учитываются результаты всех этапов.

ЭкзаменПри выведении экзаменационной оценки учитываются результаты всех этапов.

Слайд 15 Итоговое тестирование
Проводится по окончании изучения дисциплины
За него студент

может максимально получить 5 баллов, которые добавляются к итоговой

рейтинговой оценке и учитываются при выставлении экзаменационной оценки.

Слайд 16 Проверка практических навыков
В конце года по окончании изучения

дисциплины проводится обязательная проверка усвоения практических навыков.
Результаты оцениваются

по 5-бальной системе и учитываются при выставлении экзаменационной оценки.

Слайд 17 Льготы на экзамене
средний балл 4,85 и общий балл

Льготы на экзаменесредний балл 4,85 и общий балл 60 и выше

60 и выше – автоматическое выставление экзаменационной оценки «отлично»

без ответа.
средний балл 4 - 4,75 и общий балл 60 – автоматическое выставление оценки «хорошо» без ответа.

Слайд 18 Литература
Л.Б. Борисов. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник. М.:

ООО «Медицинское информационное агентство», 2001, 736с.
Медицинская микробиология, вирусология, иммунология:

Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008.
Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993.
Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984.
Лекционный материал.
Основы общей бактериологии (в таблицах): Метод. указания / Н.Б. Ефейкина; Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2006.

Слайд 19 Определение терминов «микробиология» и «микроорганизм»
Микробиология -

наука, изучающая микроорганизмы.

Микроорганизмы - организмы, невидимые невооружённым взглядом (микроскопический

объект = микроб): вирусы, бактерии, простейшие, грибы

Слайд 20 Задачи медицинской микробиологии
изучение структуры и биологических свойств

микробов
изучение взаимоотношений микроба с организмом человека (т.е. инфекции),

а именно:
патогенеза
диагностики
лечения
профилактики

Слайд 21 История развития микробиологии: описательный период
конец XVII –

История развития микробиологии: описательный период конец XVII – сер. XIX в.

сер. XIX в.
открытие мира микроорганизмов, описание их внешнего

вида
Антоний Левенгук – открытие микроорганизмов

Слайд 22 История развития микробиологии: физиологический (пастеровский) период
сер. XIX –

начало. ХХ в.
изучение жизнедеятельности микробной клетки, открытие болезнетворных

бактерий, начало научной микробиологии

сибирская язва
Бешенство

* другие открытия
микробная природа брожения

микробная природа болезней шелковичных червей, вина и пива

- невозможность самозарождения микроорганизмов
- стерилизация сухим жаром и пастеризация

Слайд 24 Роберт Кох (1843-1910) – немецкий микробиолог

* открытие

патогенных микроорганизмов
сибиреязвенная палочка
холерный вибрион (запятая Коха)
туберкулезная палочка (палочка Коха)

Слайд 25 Роберт Кох (1843-1910) – немецкий микробиолог

* разработка

основных правил идентификации патогенных микробов как этиологических агентов =

триада Генле-Коха:
выделить данный микроб от больного,
получить чистую культуру,
заразить ею лабораторное животное с последующим развитием у него схожей клинической картины

Слайд 26 Роберт Кох (1843-1910) – немецкий микробиолог

Пауль Эрлих
Флеминг, сэр

Александер
Дмитрий Иосифович Ивановский

Слайд 28 Илья Ильич Мечников (1845-1916)
– основоположник клеточной теории иммунитета,
-

Илья Ильич Мечников (1845-1916)– основоположник клеточной теории иммунитета,- автор учения о

автор учения о фагоцитозе,
- занимался вопросами профилактики холеры и

других инфекционных заболеваний

Слайд 29 Пауль Эрлих (1854-1915) немецкий химик, бактериолог, иммунолог
Предложил гуморальную

Пауль Эрлих (1854-1915) немецкий химик, бактериолог, иммунологПредложил гуморальную теорию иммунитета,Основоположник химиотерапии

теорию иммунитета,
Основоположник химиотерапии инфекционных болезней,
- Разработал препарат 606 (сальварсан)

для лечения сифилиса

Слайд 30 Флеминг, сэр Александер (1881-1955) - американский бактериолог

- обнаружил

лизоцим и определил его антибактериальные свойства,
– открыл пенициллин

Слайд 31 Ивановский Дмитрий Иосифович (1864-1920)
– открытие вирусов,
- сформировал теорию

вирусных инфекций

Слайд 32 История развития микробиологии: современный период
с середины ХХ в.

молекулярные методы исследования
Анре Львофф
Роберт Галло и Люк Монтанье
Стэнли Прузинер

Слайд 33 Анре Львофф(1902-1994) - французский генетик
– открыл провирус.

Анре Львофф(1902-1994) - французский генетик – открыл провирус.

Слайд 34 Роберт Галло (1937)

- американский

Роберт Галло (1937)    - американский врач, -

врач,
- в 1982 г. предположил, что причиной

СПИДа является ретровирус HTLV-3, который позднее был назван ВИЧ

Слайд 35 Люк Монтанье (1932)
- французский вирусолог
- в1983 г.

Люк Монтанье (1932)- французский вирусолог - в1983 г. – с сотрудниками

– с сотрудниками лаборатории выделили ретровирус (LAV ) из

лимфатического узла больного лимфаденопатией, который позднее был назван ВИЧ

Слайд 36 Стэнли Прузинер (1942)
– американский вирусолог,
- открытие прионов как

нового биологического принципа инфицирования,
- впервые выделил возбудителя болезни Крейцфельдта-Якоба

Слайд 37 Классификация патогенных микроорганизмов (определитель м/о Берджи – новое

Классификация патогенных микроорганизмов (определитель м/о Берджи – новое издание – 2001г)НЕКЛЕТОЧНЫЕ

издание – 2001г)

стенкой (грамотрицательные),
Бактерии с толстой клеточной
стенкой (грамположительнные),
Бактерии без клеточной стенки
(класс Mollicutes – микоплазмы)

Слайд 39 Домен Bacteria = эубактерии

Тип (23) - медицинское

Домен Bacteria = эубактерии Тип (23) - медицинское значение имеют:

значение имеют:

Надцарство: EucaryotaДомен:

Eucaria
Царства:
1.Mycota
2. Animalia (подцарство Protozoa)

Слайд 41 Основные классификационные понятия
Вид - основной таксон в классификации

прокариот - эволюционно сложившаяся совокупность особей, имеющая единый генотип,

проявляющийся сходными фенотипическими признаками.

Слайд 42 Подвидовые категории:

Варианты (более мелкая таксономическая единица = подразделение

внутри вида):

* морфовар,
* биовар,
*ферментовар,
* фаговар,
*серовар,

Слайд 43 Подвидовые категории:

-Штамм = совокупность микроорганизмов, выделенных из разных

источников в одно и то же время или из

одного источника в разное время

Слайд 44 Примеры формирования бинарного названия

Примеры формирования бинарного названия

Слайд 45 Микробиологические методы исследования (диагностики)

Микробиологические методы исследования (диагностики)

Слайд 46 Микробиологические методы исследования (диагностики)

Микробиологические методы исследования (диагностики)

Слайд 47 Схема строения бактериальной клетки

Схема строения бактериальной клетки

Слайд 48 Органеллы бактериальной клетки: обязательные
Нуклеоид
Циркулярно замкнутая суперспирализованная

двухцепочечная молекула ДНК = «бактериальная хромосома»

Цитоплазма
Аналогичная цитоплазме

эукариотической клетки

Цитоплазматическая мембрана
Аналогичная ЦПМ эукариотической клетки, но без стеринов (стерины содержатся в ЦПМ лишь у микоплазм)

Клеточная стенка
играет формообразующую роль
предохраняет клетку от осмотического лизиса
имеет два типа строения (грамположительная и грамотрицательная КС)
отсутствует у микоплазм

Слайд 49 Органеллы бактериальной клетки: обязательные

Рибосомы
Аналогичны рибосомам эукариотической

клетки, но меньшей молекулярной массы

Мезосомы = впячивания ЦПМ:
центр

энергетического метаболизма
участие в клеточном делении

Слайд 50 Органеллы бактериальной клетки: необязательные (факультативные)

Плазмиды = ДНК аналогичного

нуклеоиду строения, но:
меньшего молекулярного веса
в одной клетке может быть

несколько копий одной плазмиды

Цитоплазматические включения
Как правило, запасы питательных веществ.
Н-р, зерна волютина – полифосфаты,
кристаллы серы

Слайд 51 Органеллы бактериальной клетки: необязательные (факультативные)

Защитные приспособления
спора (эндоспора)
капсула

Жгутики
- органоиды

движения

Реснички (пили, фимбрии) = полые белковые (белок пилин) трубочки

на поверхности клетки:
общего типа – для адгезии на питательном субстрате
половые (конъюгативные) – для передачи ДНК от одной клетки к другой

фазово-контрастная микроскопия (у лофотрихов),
электронная микроскопия.

Слайд 59 Классификация бактерий по числу и расположению жгутиков
монотрихи –

Классификация бактерий по числу и расположению жгутиковмонотрихи – один на полюсеполитрихи

один на полюсе

политрихи – много:

лофотрихи – пучок
амфитрихи – на

противоположенных полюсах
перитрихи – по всей поверхности

атрихи – жгутики отсутствуют

Слайд 60 Спора и спорообразование у бактерий
Определение: СПОРА - покоящаяся

форма, позволяющая сохранить наследственную информацию бактериальной клетки в неблагоприятных

условиях внешней среды
Функция - защита от:
неблагоприятных физико-химических факторов внешней среды,
истощения питательной среды .
Строение - ДНК, окруженная многослойной оболочкой, в т.ч. пептидогликановой (кортекс) .

Слайд 61 Спора и спорообразование у бактерий

наличие дипиколиновой кислоты
особое строение белка
особое строение пептидогликана кортекса

Слайд 62 Стадии образования споры
формирование спорогенной зоны (уплотненный участок цитоплазмы

вокруг нуклеоида)
образование проспоры (изолирование спорогенной зоны от остальной части

цитоплазмы врастающей внутрь клетки ЦПМ)
образование кортекса и дипиколиновой кислоты
образование внешней оболочки, содержащей соли кальция
отмирание вегетативной части клетки

Слайд 63 Стадии прорастания споры
набухание (увеличение количества свободной воды)
активация ферментов
разрушение

плотных оболочек (разрушаются соли кальция, кортекс, дипиколиновая кислота)
выход ростовой

трубки (бактериальной клетки)
синтез клеточной стенки

Слайд 64 Спорообразующие бактерии
Бациллы
(спора меньше диаметра клетки)
Клостридии
(спора

больше диаметра клетки)

Слайд 65 Выявление спор - окраска по Ожешко

Выявление спор - окраска по Ожешко

Слайд 66 КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРОЕНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРОЕНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ

Слайд 67 Актиномицеты
Классификация:
Тип: Actinobacteria
Класс: Actinobacteria
Роды: - Actinomyces

АктиномицетыКлассификация: Тип: ActinobacteriaКласс: ActinobacteriaРоды: - Actinomyces    (A.bovis),

(A.bovis),

- Nocardia
(N.asteroides).

Медицинское значение -вызывают актиномикоз (в пораженных тканях образуют переплетения гиф – друзы, которые в центре кальцинируются) и нокардиоз

Слайд 68 Актиномицеты
Морфология:
имеют вид палочек или нитей (гиф), которые переплетаясь

образуют мицелий (субстратный и воздушный).
на концах воздушного мицелия

располагаются спороносцы (орган плодоношения), несущие 1 или несколько спор,
жгутиков не имеют,
истинных спор и капсул не образуют.

Отличие от бактерий - в составе пептидогликана клеточной стенки имеют арбинозу, галактозу, ксилозу и мадурозу

Слайд 69 Спирохеты
Классификация
Тип: Spirochaetes
Класс: Spirochaetes
Роды:
Treponema

Спирохеты КлассификацияТип: Spirochaetes Класс: Spirochaetes Роды:Treponema   (T. palliudum),Leptospira

(T. palliudum),
Leptospira
(L. interrogans),
Borrelia

(B. reccurrentis).

1 — протоплазматический цилиндр; 2 — наружный чехол; 3 — аксиальные фибриллы; 4 — блефаропласт = место прикрепления аксиальных фибрилл; 5 — пептидогликановый слой клеточной стенки; 6 — ЦПМ.

Слайд 70 Спирохеты
Особенности ультраструктуры

В периплазматическом пространстве клеточной стенки вдоль всего

тела бактерий проходит осевая нить (аксиальная нить или фибрилла),

которая крепится к блефаропластам,
Осевая нить состоит (аналогично жгутику) из сократительного белка флагеллина и служит органоидом движения.
Поэтому спирохеты двигаются благодаря сокращению всего тела.

Слайд 72 Особенности морфологии спирохет
Трепонемы Боррелии

Особенности морфологии спирохетТрепонемы   Боррелии   Лептоспиры

Лептоспиры

Слайд 73 Особенности морфологии и ультраструктуры риккетсий

Морфология – коккобактерии

Принципиальное отличие

от других прокариот - облигатные внутриклеточные паразиты

Локализация в клетке-хозяине

-диффузно в цитоплазме и/или ядре

Слайд 74 Особенности морфологии и ультраструктуры риккетсий
Классификация:
Тип:Proteobacteria
Класс:
Alphaproteobacteria
Род:Rickettsia

Особенности морфологии и ультраструктуры риккетсийКлассификация:Тип:ProteobacteriaКласс:  AlphaproteobacteriaРод:Rickettsia (R.prowazekii)Ультраструктура: типичная структура грамотрицательных

(R.prowazekii)

Ультраструктура:
типичная структура грамотрицательных бактерий,
у некоторых видов есть

наружная мембрана,
- жгутиков, спор, капсул нет

Слайд 75 Классификация и ультраструктура хламидий

Тип: Chlamydiaе
Класс: Chlamydiae
Род: Chlamydia (С.psittaci,

C. trachomatis,
C. pneumoniae)
Ультраструктура – типичная

для грамотрицательных бактерий

Слайд 76 Особенности морфологии хламидий

Морфология:
Вне клеток – элементарные тельца

= спороподобные сферические клетки (являются инфекционной формой)
В клетках –

ретикулярные тельца = делящиеся формы, образуют микроколонии в клетках

Принципиальное отличие от других прокариот - облигатные внутриклеточные паразиты

Слайд 77 Классификация микоплазм

мембраной,
В ЦПМ содержатся стерины,
снаружи расположен капсулоподобный слой,
Жгутиков

не имеют, спор не образуют,
Очень сильно отличаются по структуре ДНК

Принципиальные отличия от других прокариот:

Нет КЛЕТОЧНОЙ СТЕНКИ→ нет определенной формы,

Слайд 79 Классификация грибов
Надцарство: эукариоты
Царство:Mycota или Fungi
Отделы:
1. Myxomycota (грибы-слизневики)
2. Eumycota

(настоящие грибы), Классы -7: патогенные микроорганимы:
Zygomycetes
Ascomycetes
Deuteromycetes

Слайд 80 Дейтеромицеты
= сборная группа разных видов грибов:
не имеющих

полового процесса,
Размножающихся:
вегетативно,
с помощью спор.

Слайд 81 Типы роста грибов
дрожжевой – одноклеточные организмы,

гифальный = мицелиальный

(плесневой) – многоклеточные организмы.

Слайд 82 Диморфизм грибов
= феномен морфологического полиморфизма, когда

Диморфизм грибов = феномен морфологического полиморфизма, когда один и тот же

один и тот же вид может быть:
как мицелиальным (плесневым),
так

и дрожжеподобным.

= феномен может быть проявлением адаптации гриба к изменившимся условиям внешней среды:
- при выделении от больного – дрожжевая форма,
- при росте на питательных средах – мицелиальная.

Слайд 83 Дрожжи: морфология
Сферические или овоидные клетки,

Делятся почкованием.
Candida albicans

в поражённой ткани

Слайд 84 Дрожжи: морфология
Образуют псевдогифы – цепочки удлиненных клеток (псевдомицелий),
На

концах псевдогиф располагаются хламидоспоры = крупные покоящиеся споры с

двухслойной оболочкой,
На перетяжках псевдо-мицелия располагаются бластоспоры = клетки почки, которые потом трансформируются в псевдогифы.

Слайд 85 Плесени – нитчатые грибы
структурная вегетирующая единица = гифа

– разветвлённая микроскопическая нить

совокупность гиф = мицелий (способность его

образовывать – отличие настоящих грибов от грибов-слизевиков)

Слайд 86 Плесени: характеристика мицелия
субстратный (вегетативный) мицелий – врастает в

питательный субстрат,
воздушный (репродуктивный) мицелий – формирует споры:
споры развиваются в

специализированных структурах – спорофорах, находящихся на специализированных гифах воздушного мицелия,
различают эндо- и экзоспоры.

Слайд 87 эндоспоры