Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм

Природу легче всего подчинить, повинуясь ей. Фрэнсис Бэкон
Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм Природу легче всего подчинить, повинуясь ей. Фрэнсис Бэкон Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природыАНТРОПОЦЕНТРИЗМНАТУРОЦЕНТРИЗМ АнтропоцентризмВ философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и Основные особенности антропоцентризма 1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт)1. Бог ⎯ царство священного Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «Диалектика природы» НатуроцентризмНаправление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них ЗаключениеСегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к природе Спасибо за внимание
Слайды презентации

Слайд 2 Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.
Фрэнсис Бэкон

Природу легче всего подчинить, повинуясь ей. Фрэнсис Бэкон

Слайд 3 Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и

Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природыАНТРОПОЦЕНТРИЗМНАТУРОЦЕНТРИЗМ

природы




АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
НАТУРОЦЕНТРИЗМ


Слайд 4 Антропоцентризм
В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому

АнтропоцентризмВ философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр

человек есть центр и высшая цель мироздания.
Оно присутствует в

общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени.

Слайд 5 Основные особенности антропоцентризма
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь

Основные особенности антропоцентризма 1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все

он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку,

поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества.
2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
5. Этические нормы и правила действуют только в мир людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.


Слайд 6 Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт)
1.

Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт)1. Бог ⎯ царство

Бог ⎯ царство священного и таинственного ⎯ олицетворяет природу.


2. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.
3. Бог предоставил человеку управление природным миром.
4. Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность.
5. Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телеологии: рациональная жизнь ⎯ гарант существования природы; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддержания наделенного разумом человека.


Слайд 7 Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах

Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «Диалектика

«Капитал» и «Диалектика природы» (на рубеже XIX и XX вв.)
С

позиции диалектического материализма в этих работах подчеркивалось, что человек не в состоянии отменить или изменить законы природы — они объективны и действуют помимо его воли. Человек не может господствовать над природой, он принадлежит ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов. К. Маркс писал: «Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье».

Слайд 8 Натуроцентризм
Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые

НатуроцентризмНаправление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода

наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах,

например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии.
В идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу:
вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом
он низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни
утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе
человек должен признать эту самоценность и не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий

 (5 июля 1182-3 октября 1226)


Слайд 9 При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой

При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В

общие черты. В них природа рассматривается как нечто внешнее

по отношению к человеку.
В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека: обладания и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». Э. Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона:
Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин Древних извлекаю,
Ты предо мною весь ⎯ вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.
 Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе:
Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!

Связь антропоцентризма и натуроцентризма


Слайд 10 Заключение
Сегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с

ЗаключениеСегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к

природой: подходить к природе с точки зрения интересов всего

человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего поколения, но и грядущих поколений людей; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый живым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И.В. Гёте «Нашел», которое приводит Э. Фромм в своей книге.


Бродил я лесом...
В глуши его
Найти не чаял
Я ничего.
Смотрю, цветочек
В тени ветвей,
Всех глаз прекрасней,
Всех звезд светлей.
Простер я руку,
Но молвил он:
«Ужель погибнуть
Я осужден?»
Я взял с корнями
Питомца рос
И в сад прохладный
К себе отнес.
В тиши местечко
Ему отвел,
Цветет он снова,
Как прежде цвел.
 

И.В. Гёте «Нашел»


  • Имя файла: priroda-kak-tsennost-antropotsentrizm-i-naturotsentrizm.pptx
  • Количество просмотров: 154
  • Количество скачиваний: 0