Презентация на тему Микробиологический контроль мяса, колбасных изделий и рыбы

При микробиологическом контроле определяются:мезофильные аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы;бактерии группы кишечных палочек;колиформные, золотистые стафилококкисульфатредуцирующие клостридии; плесневые грибы и дрожжи;бактерии рода протеев;патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы и парагемолитические вибрионы.
Микробиологический контроль мяса, колбасных изделий и рыбы При микробиологическом  контроле определяются:мезофильные аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы;бактерии группы кишечных палочек;колиформные, Микробиологический контроль мяса Мясо - хороший питательный субстрат. Поэтому оно быстро подвергается порче. Для предотвращения Микрофлору мяса составляют:- аэробные и факультативно-анаэробные  бесспоровые грамотрицательные палочковидные бактерии;- бактерии Кроме того, мясо может быть инфицировано:-токсигенными бактериями (Clostridium perfringens);-сальмонеллами;-Bacillus cereus;-энтерококками. Бактериоскопическое исследование мяса (степень свежести мяса) Свежее мясо – м/о не обнаруживаются Значение температуры при размножении микробов в мясе Гнилостные процессы мяса:развиваются при температуре 5 °С и выше;вызываются аэробными и анаэробными Изменение мяса при гнилостной порче:Окраска мяса становится серой, мясо теряет упругость, ослизняется, Ослизнение мясаВыражается в образовании на поверхности мяса липкого слоя слизи мутно-серого цвета.Этот Кислотное брожение мясаСопровождается появлением неприятного кислого запаха, образованием серой и зеленовато-серой окраски Пигментация мясаОбразование несвойственных мясу красных пятен, появление бело-серого налета.Этот процесс вызывают :-«чудесная Плесневение мясаРост на поверхности мяса различных плесеней, появление легко стираемого паутинистого или Нормирование допустимого количества бактерий в охлажденном мясе.Уровень обсемененности охлажденного мяса мезофильными и Регламентированные температура, сроки хранения и реализации охлажденных мясных п/ф Микробиологический контроль колбасных изделий Численность микрофлоры колбасных изделий зависит от обсеменения его микробами: -с рук рабочих;-с Микрофлора колбасных изделийВ микрофлоре колбасного фарша обычно содержится Вареные и полукопченые колбасыВо время варки число микробов уменьшается на 90 – Остаточная микрофлора зависит от:-числа микробов в колбасном фарше до тепловой обработки;-содержания жира в фарше. Вторичное инфицирование колбас-происходит при хранении колбас;-характеризуется увеличением числа бактерий;-зависит от температуры хранения и относительной влажности воздуха. Копченые (сырокопченые, сыровяленые) колбасыВ процессе созревания фарша участвуют устойчивые к соли и Молочно-кислые бактерии:- выделяют антибиотические вещества, которые вытесняют псевдомонад, БГКП.- вместе с денитрифицирующие Санитарно-гигиенические требования, нормыБактериальная обсемененность составляет: вареных колбас - 10³ в 1г, полукопченых Требования к колбасным изделиям по бактериологическим показателям Стойкость колбасных изделий при хранении зависит:от содержания влаги и поваренной соли;от степени Регламентированные температура, сроки хранения и реализации колбасных изделий Порча колбасных изделийПрокисание вареных и ливерных колбас вызывают сбраживающие углеводы, молочно-кислые бактерии.Ослизнение Порча колбасных изделийПлесневение появляется во время хранения при повышенной влажности воздуха.Пигментация – Микробиологический контроль рыбы Микрофлора рыбы состоит из:психротрофных и психрофильных бактерий;бесспоровых, грамотрицательных бактерий, относящихся к родам I. Охлажденная рыбаДля охлаждения рыбы используют лед. Температура льда должна быть не Микрофлора охлажденной рыбы состоит из:малого числа мезофильных микробов; психрофильных бактерий – Achromobakter, Признаки порчи рыбыПервые признаки порчи рыбы вызывают бактерии, которые наблюдаются при количестве Недостаток охлажденной рыбы– быстрое загрязнение льда слизью, чешуей, что способствует и бактериальному Хранение рыбы при температурах от 0 до 2 °С не предотвращает развития II. Замороженная рыба- может храниться длительное время при температуре не выше -12°С.Хорошей Микрофлора замороженной рыбыпсихрофильные бактерии родов Achromobakter, Pseudomonasспоры бактерий, микрококки,фекальные стрептококки. Обсемененность рыбы В замороженном филе с повышенным уровнем обсемененности увеличивается процент обнаружения:колиформных бактерии;энтерококков;клосридий. Кроме того, при замораживании сохраняются патогенные микробы (сальмонеллы, листерии), попадающие на рыбу. Нормативы охлажденной и замороженной рыбыДопустимое содержание сапрофитных бактерий до Степень свежести рыбы III. Рыба соленаяПоваренная соль не только тормозит размножение клеток, но и влияет Особенности посола1)Посолу подвергаются виды рыб (сельдевые, лососевые), способные при выдержке в определенных Микрофлора соленой рыбыГалофильные и солеустойчивые микрококки;Спороносные палочки;Молочно-кислые бактерии;Дрожжи;Споры плесеней.Количество бактерий в тузлуке Дефекты соленой рыбыФуксин – красный слизистый налет с неприятным запахом. Его вызывают Ржавление – коричневые пятна и полосы на рыбе, ощущение запаха прогорклого жира.Его При ОМЫЛЕНИИ поверхность рыбы покрывается грязновато-белым мажущимся налетом. Рыба приобретает неприятный вкус Дефекты соленой рыбыЗагар – потемнение или покраснение мяса рыбы в области спинных МИКРОБИОЛОГИЯ ЯИЦ И ЯИЧНЫХ ПРОДУКТОВ ЯЙЦАЯвляются хорошим питательным субстратом для микроорганизмов. Содержимое яйца защищено от их проникновения При снижении иммунитета создаются условия для проникновения и размножения в нем микроорганизмов Проникновение микробовУвлажнение иммунитета благоприятствует прорастанию спор плесеней. Грифы гриба, пронизывая скорлупу и На 1 см кв. поверхности незагрязненных яиц находятся десятки и сотни бактерий, Бактериальная флора поверхности яиц:бактерии кишечника птиц, из воздуха, почвы и др.,группы кишечных Размножение Изменение белков и липидов яйца, к порчеРазмножаются бактерии в белке медленнее, Белок          ЖелтокРасщепление сопровождается Перемешивание белка с желтком Яйца водоплавающих птиц (утиные, гусиные)Обнаруживаются сальмонеллы – возбудители пищевых отравлений – благоприятная ЯИЧНЫЕ ПРОДУКТЫМЕЛАНЖ – замороженная смесь белка и желтка. Содержит значительное количество разнообразных Бактериальная обсемененность нормируется:Количество мезофильных аэробных и факультативно – анаэробных микроорганизмов (МАФАМ) – ЯИЧНЫЙ ПОРОШОК обнаруживают до нескольких десятков и сотен тысяч микробов в 1

Слайд 2 При микробиологическом контроле определяются:

мезофильные аэробные и факультативно-анаэробные

микроорганизмы;
бактерии группы кишечных палочек;
колиформные, золотистые стафилококки
сульфатредуцирующие клостридии;
плесневые грибы

и дрожжи;
бактерии рода протеев;
патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы и парагемолитические вибрионы.

Слайд 3 Микробиологический контроль мяса

Микробиологический контроль мяса

Слайд 4 Мясо - хороший питательный субстрат. Поэтому оно быстро

Мясо - хороший питательный субстрат. Поэтому оно быстро подвергается порче. Для

подвергается порче. Для предотвращения развития микроорганизмов мясо быстро охлаждают.

Слайд 5 Микрофлору мяса составляют:

- аэробные и факультативно-анаэробные бесспоровые

Микрофлору мяса составляют:- аэробные и факультативно-анаэробные бесспоровые грамотрицательные палочковидные бактерии;- бактерии

грамотрицательные палочковидные бактерии;
- бактерии группы кишечных палочек (БГКП) и

протея;
- коринеформные бактерии;
- молочно-кислые, различные микрококки;
- аэробные и анаэробные спорообразующие бактерии;
- дрожжи;
- споры плесеней.

Слайд 6 Кроме того, мясо может быть инфицировано:

-токсигенными бактериями (Clostridium

perfringens);
-сальмонеллами;
-Bacillus cereus;
-энтерококками.

Слайд 7 Бактериоскопическое исследование мяса (степень свежести мяса)
Свежее мясо

– м/о не обнаруживаются или имеют лишь единичные (до

10 клеток) кокки и палочки. Следов распада мышечной ткани нет.
Сомнительная свежесть мяса – не более 30 кокков или палочек, а также следы распада мышечной ткани: ядра мышечных волокон в состоянии распада, испорченность волокон слабо различима.
Несвежее мясо – свыше 30 кокков или палочек. Наблюдается значительный распад мышечной ткани: почти полное исчезновение ядер и исчерченности мышечных волокон

Слайд 8 Значение температуры при размножении микробов в мясе

Значение температуры при размножении микробов в мясе

Слайд 9 Гнилостные процессы мяса:
развиваются при температуре 5 °С и

выше;
вызываются аэробными и анаэробными мезофильными микроорганизмами;
вначале вызывают кокковые формы

бактерии, затем их вытесняют палочковидные бактерии;
могут вызываться условно-патогенными и патогенными микроорганизмами.

Слайд 10 Изменение мяса при гнилостной порче:
Окраска мяса становится серой,

мясо теряет упругость, ослизняется, размягчается.
Появляется сначала кислый, затем неприятный

гнилостный запах.
Происходит разложение белков, аминокислот с образованием органических кислот, аминов, аммиака и др.веществ.
Происходит гидролитический распад жира.
Жир становится грязновато-серым, мажущимся, со слизистой поверхностью.

Слайд 11 Ослизнение мяса
Выражается в образовании на поверхности мяса липкого

слоя слизи мутно-серого цвета.
Этот дефект вызывают:
-бактерии рода Pseudomonas;
-микрококки.

Слайд 12 Кислотное брожение мяса
Сопровождается появлением неприятного кислого запаха, образованием

серой и зеленовато-серой окраски на разрезах.

Этот процесс могут вызывать:
-анаэробные

бактерии Clostridium putrifaciens;
-молочно-кислые бактерии;
-дрожжи.

Слайд 13 Пигментация мяса
Образование несвойственных мясу красных пятен, появление бело-серого

налета.
Этот процесс вызывают :
-«чудесная палочка» (Serratia marcescens);
-неспороносные дрожжи рода

Rhodotorula;
-непигментированные дрожжи.

Слайд 14 Плесневение мяса
Рост на поверхности мяса различных плесеней, появление

легко стираемого паутинистого или порошистого налета белого цвета.
Этот процесс

вызывают мукоровые грибы:
- Mukor;
- Rhizopus;
- Thamnidium.

Слайд 15 Нормирование допустимого количества бактерий в охлажденном мясе.
Уровень обсемененности

охлажденного мяса мезофильными и факультативно-анаэробными м/о должен быть не

более 1 ∙ 10³, полуфабрикатов 5 ∙ .
БГКП не допускаются в охлажденном мясе в 0,1 г., полуфабрикатов – в 0,001 г.
Возбудители пищевых инфекций, включая сальмонеллы, должны отсутствовать в 25 г продукта.

Слайд 16 Регламентированные температура, сроки хранения и реализации охлажденных мясных

п/ф

-при его измельчении;
-со вспомогательных

материалов и специй.

Слайд 19 Микрофлора колбасных изделий
В микрофлоре колбасного фарша обычно содержится

Микрофлора колбасных изделийВ микрофлоре колбасного фарша обычно содержится    бактерий в1г.:-грамотрицательные бесспоровые палочки;-микрококки;-спорообразующие бактерии;-БГКП;-протей.

бактерий в1г.:
-грамотрицательные

бесспоровые палочки;
-микрококки;
-спорообразующие бактерии;
-БГКП;
-протей.

Слайд 20 Вареные и полукопченые колбасы
Во время варки число микробов

Вареные и полукопченые колбасыВо время варки число микробов уменьшается на 90

уменьшается на 90 – 99%, но все же они

остаются в глубине колбасной массы, так как внутри батона температура равна 40 – 45 °С.

Сохраняются обычно спороносные и наиболее устойчивые микрококки, токсинообразующие бактерии.

Слайд 21 Остаточная микрофлора зависит от:
-числа микробов в колбасном фарше

до тепловой обработки;
-содержания жира в фарше.

Слайд 22 Вторичное инфицирование колбас
-происходит при хранении колбас;
-характеризуется увеличением числа

бактерий;
-зависит от температуры хранения и относительной влажности воздуха.

Слайд 23 Копченые (сырокопченые, сыровяленые) колбасы
В процессе созревания фарша участвуют

устойчивые к соли и снижению среды м/о:
-микрококки;
-гомоферментные молочно-кислые бактерии;
-гетероферментные

молочно-кислые бактерии.
Количество их к концу созревания фарша достигает миллионов клеток в 1г.

Слайд 24 Молочно-кислые бактерии:
- выделяют антибиотические вещества, которые вытесняют псевдомонад,

БГКП.
- вместе с денитрифицирующие микрококками Micrococcus caseolyticus поддерживают цвет

колбас.
- рода Streptococcus и Pediococcus - солеустойчивы.

Слайд 25 Санитарно-гигиенические требования, нормы

Бактериальная обсемененность составляет: вареных колбас -

10³ в 1г, полукопченых - 10², ливерных -

Допустимая степень обсеменения колбасных изделий бактериями нормируется, считается, что число их не должно превышать 10³ клеток в 1г.

Слайд 26 Требования к колбасным изделиям по бактериологическим показателям

Требования к колбасным изделиям по бактериологическим показателям

Слайд 27 Стойкость колбасных изделий при хранении зависит:
от содержания влаги

и поваренной соли;
от степени пропитки антисептическими веществами дыма;
от микробного

загрязнения.

Слайд 28 Регламентированные температура, сроки хранения и реализации колбасных изделий

Регламентированные температура, сроки хранения и реализации колбасных изделий

Слайд 29 Порча колбасных изделий

Прокисание вареных и ливерных колбас вызывают

сбраживающие углеводы, молочно-кислые бактерии.

Ослизнение оболочек обусловлено ростом неспороносных палочковидных

бактерий и микрококков.

Слайд 30 Порча колбасных изделий
Плесневение появляется во время хранения при

повышенной влажности воздуха.
Пигментация – появление на оболочке вареной и

полукопченой колбас налетов различной окраски вследствие пигментных бактерий.
Прогорклость обуславливается разложением жира микробами.

Слайд 31 Микробиологический контроль рыбы

Микробиологический контроль рыбы

Слайд 32 Микрофлора рыбы состоит из:
психротрофных и психрофильных бактерий;
бесспоровых, грамотрицательных

бактерий, относящихся к родам Pseudomonas, Achromobacter, Flavobakterium;
различных видов микрококков,

коринбактерий.

Слайд 33 I. Охлажденная рыба
Для охлаждения рыбы используют лед. Температура

льда должна быть не более 0°С.
При соблюдении оптимальных

условий хранения бактерии с наружных покровов проникают в мышечные ткани спустя 11-12 суток.

Слайд 34 Микрофлора охлажденной рыбы состоит из:
малого числа мезофильных микробов;

психрофильных бактерий – Achromobakter, Flavobakterium, Pseudomonas.

После хранения рыбы

данные микробы в течение 10 суток составляют 50%, а в течение 18 суток – 96%.

Слайд 35 Признаки порчи рыбы
Первые признаки порчи рыбы вызывают бактерии,

которые наблюдаются при количестве

клеток на 1 см³.
Появляется специфический неприятный запах, характерный для портящейся рыбы

Слайд 36 Недостаток охлажденной рыбы
– быстрое загрязнение льда слизью, чешуей,

что способствует и бактериальному загрязнению.

Поэтому в лед добавляют

антибиотики: хлортетрациклин, хлорамфеникол, пенициллин, низин… Это увеличивает срок хранения рыбы.

Слайд 37 Хранение рыбы при температурах от 0 до 2

Хранение рыбы при температурах от 0 до 2 °С не предотвращает

°С не предотвращает развития психротрофных бактерий, их число спустя

10 суток достигает клеток в 1г.

Срок хранения охлажденной рыбы на предприятиях торговли и общественного питания при температуре от 0 до -2 °С составляет 48 часов.

Слайд 38 II. Замороженная рыба
- может храниться длительное время при

II. Замороженная рыба- может храниться длительное время при температуре не выше

температуре не выше -12°С.

Хорошей защитой является покрытие глазурью и

хранение рыбы при
t = -18°С и относительной влажностью воздуха не выше 80%.

Слайд 39 Микрофлора замороженной рыбы
психрофильные бактерии родов Achromobakter, Pseudomonas
споры бактерий,

микрококки,
фекальные стрептококки.

Обсемененность рыбы после замораживания колеблется от 10²

до 10³ в 1 г.

Слайд 40 В замороженном филе с повышенным уровнем обсемененности увеличивается

процент обнаружения:

колиформных бактерии;
энтерококков;
клосридий.

Слайд 41 Кроме того, при замораживании сохраняются патогенные микробы (сальмонеллы,

листерии), попадающие на рыбу.

Слайд 42 Нормативы охлажденной и замороженной рыбы
Допустимое содержание сапрофитных бактерий

Нормативы охлажденной и замороженной рыбыДопустимое содержание сапрофитных бактерий до  клеток

до клеток в 1г.

Общая обсемененность:

клеток в 1г. продукта;
клеток в 1г. фарша.

Слайд 43 Степень свежести рыбы

Степень свежести рыбы

Слайд 44 III. Рыба соленая
Поваренная соль не только тормозит размножение

III. Рыба соленаяПоваренная соль не только тормозит размножение клеток, но и

клеток, но и влияет на их биохимическую активность, а

также на активность восстановления бактериями окиси триметиламина в триметиламин.

Слайд 45 Особенности посола
1)Посолу подвергаются виды рыб (сельдевые, лососевые), способные

при выдержке в определенных условиях созревать.

2)Созревшая рыба съедобна без

дополнительной кулинарной обработки.

3)Некоторая роль в процессах созревания принадлежит и м/о, находящимися в тузлуке и на рыбе.

Слайд 46 Микрофлора соленой рыбы
Галофильные и солеустойчивые микрококки;
Спороносные палочки;
Молочно-кислые бактерии;
Дрожжи;
Споры

плесеней.

Количество бактерий в тузлуке – от

до в 1 см³

Слайд 47 Дефекты соленой рыбы
Фуксин – красный слизистый налет с

Дефекты соленой рыбыФуксин – красный слизистый налет с неприятным запахом. Его

неприятным запахом. Его вызывают галофильные аэробные бактерии, которые попадают

с солью.

Слайд 48 Ржавление – коричневые пятна и полосы на рыбе,

Ржавление – коричневые пятна и полосы на рыбе, ощущение запаха прогорклого

ощущение запаха прогорклого жира.
Его вызывают солеустойчивые микрококки, образующие красный

пигмент, и галофильные коричневые плесени.

Дефекты соленой рыбы

Слайд 49 При ОМЫЛЕНИИ поверхность рыбы покрывается грязновато-белым мажущимся налетом.

Рыба приобретает неприятный вкус и гнилостный запах.
Омыление вызывают

аэробные, холодно- и солеустойчивые бактерии.

Дефекты соленой рыбы

Слайд 50 Дефекты соленой рыбы
Загар – потемнение или покраснение мяса

Дефекты соленой рыбыЗагар – потемнение или покраснение мяса рыбы в области

рыбы в области спинных мышц.
Возбудители – бактерии рода Pseudomonas.

Кроме

того, в соленой рыбе могут выживать токсигенные бактерии: сальмонеллы, золотистый стафилококк, клострия ботулизма.

Слайд 51 МИКРОБИОЛОГИЯ ЯИЦ И ЯИЧНЫХ ПРОДУКТОВ

МИКРОБИОЛОГИЯ ЯИЦ И ЯИЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Слайд 52 ЯЙЦА
Являются хорошим питательным субстратом для микроорганизмов. Содержимое яйца

защищено от их проникновения скорлупой и подскорлупными оболочками.

Слайд 53 При снижении иммунитета создаются условия для проникновения и

размножения в нем микроорганизмов

Слайд 54 Проникновение микробов
Увлажнение иммунитета благоприятствует прорастанию спор плесеней. Грифы

гриба, пронизывая скорлупу и подскорлупную оболочку яйца, способствуют проникновению

бактерий.

Слайд 55 На 1 см кв. поверхности незагрязненных яиц находятся

На 1 см кв. поверхности незагрязненных яиц находятся десятки и сотни

десятки и сотни бактерий, а на загрязненной скорлупе –

сотни тысяч и даже миллионы клеток.

Слайд 56 Бактериальная флора поверхности яиц:
бактерии кишечника птиц, из воздуха,

почвы и др.,
группы кишечных палочек,
протей,
споровые бактерии (Bacillus subtilis и

др.),
различные виды Pseudomonas,
микрококки,
споры плесеней,
патогенные микроорганизмы (сальмонеллы, стафилококки).

Слайд 57 Размножение
Изменение белков и
липидов яйца, к порче
Размножаются

бактерии в белке медленнее, чем в желтке, т.к. в

белке содержатся антимикробные вещества, а также высоко значение рН более 9,0

Слайд 59 Белок

Белок     ЖелтокРасщепление сопровождается накоплением: кислот и оснований,аммиака,сероводорода,углекислого

Желток
Расщепление сопровождается накоплением:
кислот и оснований,
аммиака,
сероводорода,
углекислого газа.
Много

газа разрыв скорлупы белок приобретает несвойственную окраску (покраснение, пожелтение, почернение) и неприятный запах (гнилостный, сырный, затхлый)

Желток при этом не изменяется.
Другие бактерии воздействуют гидролитическое и окислительное превращение липидов образуются жирные кислоты, альдегиды, кетоны.

Слайд 60 Перемешивание белка с желтком

Перемешивание белка с желтком

Слайд 61 Яйца водоплавающих птиц (утиные, гусиные)
Обнаруживаются сальмонеллы – возбудители

пищевых отравлений – благоприятная часть – желток.

Используют только для

производства кондитерских изделий.
Яйца подвергаются тепловой обработке при высокой температуре.

Яйца кур, больных туберкулезом

Слайд 63 ЯИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
МЕЛАНЖ – замороженная смесь белка и желтка.

Содержит значительное количество разнообразных микроорганизмов.
При изготовлении попадают:
патогенные
условно – патогенные

бактерии
При оттаивании размножаются микроорганизмы

Слайд 64 Бактериальная обсемененность нормируется:
Количество мезофильных аэробных и факультативно –

анаэробных микроорганизмов (МАФАМ) – не более 5 • 10

,
не допускаются БГКП в 0,1 г,
золотистого стафилококка и протея в 1 г,
сальмонеллы должны отсутствовать в 25 г.

• Имя файла: mikrobiologicheskiy-kontrol-myasa-kolbasnyh-izdeliy-i-ryby.pptx