Презентация на тему История развития, основные достижения и проблемы медицинской генетики. Цитологические основы наследственности

Генетика – это наука о наследственности и изменчивости организмов, она раскрывает сущность того, каким образом каждая живая форма воспроизводит себя в следующем поколении, и как в этих условиях возникают наследственные изменения, которые передаются потомкам, участвуя в
Дисциплина: Генетика человека с основами Генетика – это наука о наследственности и изменчивости организмов, она раскрывает сущность Предметом генетики человека  служит изучение явлений наследственности и изменчивости у человека медицинские открытия генетические открытия ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКАМЕДИЦИНСКАЯ   ГЕНЕТИКА иммуногенетика клиническая Медицинская генетика – раздел генетики человека, изучающий роль наследственных факторов в патологии Изучение наследственных болезней, закономерностей их наследования, особенностей патогенеза, лечения и профилактики;Изучение наследственного (1822-1884) Чешский исследователь-любитель в 1855-1865гг, применив статистические методы для анализа результатов по (1834-1899). Акушер-гинеколог и педиатр. Автор книги «Усовершенствование и вырождение человеческого рода» (1865). ДоменделевскийПредпосылки развития учения о наследственности человекаклеточной теории (Теодор Шванн), доказательства клеточной преемственности Переоткрытие законов Менделя в 1900 г.медицинская генетикаНаследственность  как этиологический факторКонцепция вырождения термин, созданный Фрэнсисом Гальтоном в 1883 (от греч. Eugenés – «породистый») для Евгенические идеи необычайно быстро распространились, и более чем в 30 странах (США, В Петрограде Ю.А. Филипченко организовал Бюро по евгенике, ставшее Русского евгенического общества, (1872-1940). По инициативе Н.К. Кольцова в Москве было создано Русское Евгеническое общество, (1894-1939)Основоположник российской медицинской генетики, сформулировал ее ключевые принципы и идеи . Директор (1880-1961) Невропатолог, основоположник клинической генетикивнес вклад в изучение генетики нервных болезнейпервым в В 1959 г. была открыта  хромосомная природа  болезней цитогенетика 50-е диагностики наследственных болезней система профилактики наследственных болезней Практические достижения генетики медико-генетическое консультирование, широкое применение  преимплантационной  диагностики в основных  медико-генетических центрах,проведение генетического Методы исследования генетики человекаГенеалогический метод Задачи метода:– установления наследственного характера болезни;– определения P – родители;х – знак скрещивания;♂ – мужская особь;♀ – женская особь;F Близнецовый методПредложен Гальтоном в 1876 г. Задачи метода:– установить роль наследственности и Цитогенетический методПроводится при подозрении не хромосомную болезнь. Задачи:– идентифицировать перестроенную хромосому;– установить Биохимический методприменяют при подозрении на врожденные дефекты обмена. Применяют их в 2 Цитогенетика – синтетическая наука:1. цитология;2. Формальная  генетика;3. биохимия.ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ Основная масса животных и растений — это ядерные организмы, эукариотическиеВ настоящее время клетка (-и) (cellula, -ae) -- элементарная живая система,  состоящая из двух Перечислить органеллы клетки и их функции Домашнее задание 2 Ядро (nucleus) клетки — система генетической детерминации и регуляции белкового синтеза.Ядро обеспечивает Хроматин интерфазных ядер - это хромосомы, которые  теряют в это время Хромосома – клеточная органелла, находящаяся  в ядре, основными функциями  которой КариотипКариотип человека(от греч. - орех, ядро и - отпечаток, тип) — диплоидный ХРОМОСОМА ЧЕЛОВЕКА    Структура типичной метафазной хромосомы:  1. состоит из двух хроматид формы хромосом: равноплечие, или метацентрические, неравноплечие, или субметацентрические, палочковидные, или акроцентрические, и Хромосомы человека принято подразделять по их размерам на 7 групп (А, В, КАРИОТИП – характеристика вида, в которой учтены число, величина и морфологические особенности Нормальный кариотип человека (однородная окраска)46 хромосомХромосомный набор человека состоит из 23 пар

Слайд 2 Генетика – это наука о наследственности и изменчивости

организмов, она раскрывает сущность того, каким образом каждая живая

форма воспроизводит себя в следующем поколении, и как в этих условиях возникают наследственные изменения, которые передаются потомкам, участвуя в процессах эволюции и селекции.

Слайд 3 Предметом генетики человека служит изучение явлений наследственности и

Предметом генетики человека служит изучение явлений наследственности и изменчивости у человека

изменчивости у человека на всех уровнях его организации и

существования: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, биохронологическом, биогеохимическом.

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА - раздел генетики, изучающий явления наследственности и изменчивости у человека. Материальной основой наследственности у человека, как и у др. организмов, являются гены, расположенные в хромосомах и передающиеся в поколениях с помощью половых клеток.

медицинские открытия
генетические открытия
ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА
МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА

медицинские открытия генетические открытия ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКАМЕДИЦИНСКАЯ  ГЕНЕТИКА иммуногенетика клиническая

иммуногенетика
клиническая генетика
МЕДИЦИНА
БИОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
БИОХИМИЯ
цитогенетика
молекулярная генетика

биохимическая генетика

генетика развития
популяционная генетика

Слайд 5 Медицинская генетика – раздел генетики человека, изучающий роль

наследственных факторов в патологии и разрабатывающий методы диагностики, лечения

и профилактики наследств, болезней и болезней с наследственным предрасположением.

Слайд 6 Изучение наследственных болезней, закономерностей их наследования, особенностей патогенеза,

лечения и профилактики;
Изучение наследственного предрасположения и резистентности к наследственным

болезням;
Изучение патологической наследственности;
Исследование теоретических медико-биологических проблем (биосинтез видоспецифических белков, синтез иммунных антител, генетические механизмы канцерогенеза);
Изучение вопросов генной инженерии, разрабатывающей методы лечения наследственных болезней путем переноса генов нормального метаболизма в ДНК больного.

Задачи медицинской генетики

Слайд 7 (1822-1884)
Чешский исследователь-любитель в 1855-1865гг, применив статистические методы

для анализа результатов по гибридизации сортов гороха, сформулировал закономерности

наследственности.
Главная заслуга Менделя состоит в том, что он сумел правильно поставить задачу исследования - выяснить, как наследуются отдельные признаки.

Грегор Иоганн Мендель

Слайд 8 (1834-1899).
Акушер-гинеколог и педиатр. Автор книги «Усовершенствование и

вырождение человеческого рода» (1865).
Основатель первого в Сибири учебного

заведения — Сибирского университета в Томске (1880-1888),
Он писал: «что может помешать, чтобы болезнь, которою страдают отец и мать, поразила бы также одного из их детей».

Василий Маркович Флоринский

Слайд 9 Доменделевский
Предпосылки развития учения о наследственности человека
клеточной теории (Теодор

Шванн),
доказательства клеточной преемственности (Рудольф Вирхов),
теории естественного отбора

и борьбы за существование (Чарльз Дарвин)
описание врачами некоторых заболеваний (болезнь Дауна, нейрофиброматоз и др.)

Периоды развития генетики

Менделевский
Выявленные в 1865 г. Менделем закономерности наследования были переоткрыты в 1900 г. (Гуго де Фриз в Голландии, Карл Корренс в Германии и Эрих фон Чермак в Австрии) независимо друг от друга, на разных объектах вновь открыли законы Менделя и признали его приоритет.

1900 год

Слайд 10 Переоткрытие
законов Менделя в 1900 г.
медицинская генетика
Наследственность как

Переоткрытие законов Менделя в 1900 г.медицинская генетикаНаследственность как этиологический факторКонцепция вырождения

этиологический фактор
Концепция вырождения семей с наследственной патологией
евгеника – направление

(или даже наука) об улучшении породы человека

Слайд 11 термин, созданный Фрэнсисом Гальтоном в 1883 (от греч.

термин, созданный Фрэнсисом Гальтоном в 1883 (от греч. Eugenés – «породистый»)

Eugenés – «породистый») для обозначения научной и практической деятельности

по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека.
Со временем слово «евгеника» стало применяться именно в последнем смысле.
Усилиями нацистов репутация евгеники запятнана настолько, что само это слово продолжает оставаться ругательным

ЕВГЕНИКА

Слайд 12 Евгенические идеи необычайно быстро распространились, и более чем

Евгенические идеи необычайно быстро распространились, и более чем в 30 странах

в 30 странах (США, Германия, Дания, Швеция и др.)

приняли форму жёстких законов о принудительной стерилизации лиц, родивших детей с эпилепсией, олигофренией, шизофренией и другими заболеваниями.
В период с 1907 до 1960 г. в США было насильственно стерилизовано более 100 000 человек.
В Германии за первый полный год нацистской евгенической программы было стерилизовано 80 000 человек.

ЕВГЕНИКА

Слайд 13 В Петрограде Ю.А. Филипченко организовал Бюро по евгенике,

ставшее Русского евгенического общества, печатный орган «Известия Бюро по

евгенике при Российской Академии наук».
Цели: исследование генетики одаренности с помощью анкетного обследования людей умственного труда, а также разработку системы евгенических советов для вступающих в брак.

Юрий Александрович Филипченко

Слайд 14 (1872-1940). По инициативе Н.К. Кольцова в Москве было

создано Русское Евгеническое общество, начал выходить «Русский евгенический журнал».

Цели: изучение генетических основ психических явлений у человека, изучение генетики групп крови у человека, наследственности человека не только в норме, но и в патологии.

Николай Константинович Кольцов

Слайд 15 (1894-1939)

и идеи .
Директор Научно-исследовательского медико-генетического института им. Максима

Горького
В 1937 году репрессирован, 1939 году расстрелян

Левит Соломон Григорьевич

30-е и 40-е годы

Цели: дальнейшее совершенствование близнецового метода для более глубокого исследования механизмов взаимодействия генетических и средовых факторов в онтогенезе человека, изучение генетики ряда заболеваний (сахарный диабет, дальтонизм, аллергия, гипертония, язвенная болезнь и др.), анализ потомства от близкородственных браков.

Слайд 16 (1880-1961)
Невропатолог, основоположник клинической генетики
внес вклад в изучение

генетики нервных болезней
первым в мире поставил вопрос о необходимости

составления каталога генов человека,
сформулировал понятие о генетической гетерогенности наследственных болезней,
организовал медико-генетическую консультацию

Сергей Николаевич Давиденков

20-е годы

Слайд 17 В 1959 г. была открыта хромосомная природа болезней

В 1959 г. была открыта хромосомная природа болезней цитогенетика 50-е годы и по настоящее время

цитогенетика
50-е годы и по настоящее время

Слайд 18 диагностики наследственных болезней
система профилактики наследственных болезней
Практические

достижения генетики
медико-генетическое консультирование,
перенатальная диагностика,
массовая диагностика у

новорожденных наследственных заболеваний обмена,

диспансеризация больных и членов их семей

Слайд 19 широкое применение преимплантационной диагностики в основных медико-генетических центрах,
проведение

широкое применение преимплантационной диагностики в основных медико-генетических центрах,проведение генетического тестирования на

генетического тестирования на болезни с наследственным предрасположением и принятием

Этиологическая коррекция наследственных болезней через генную терапию.

перспективы

Слайд 20 Методы исследования генетики человека
Генеалогический метод
Задачи метода:
– установления

наследственного характера болезни;
– определения типа ее наследования;
– изучение сцепления

болезни с различными генетическими маркерами.
пробанд — Индивидуум, помещенный в основание выстраиваемого генеалогического древа

Слайд 21 P – родители;
х – знак скрещивания;
♂ – мужская

P – родители;х – знак скрещивания;♂ – мужская особь;♀ – женская

особь;
♀ – женская особь;
F – потомство, число внизу или

сразу после буквы указывает порядковый номер поколения (F1 гибриды первого поколения – прямые потомки родителей; F2 гибриды второго поколения – возникающие в результате скрещивания между собой гибридов F1);
А, а, В, в, С, с – буквами латинского алфавита обозначают отдельно взятые наследственные признаки.

Для записи результатов скрещиваний в генетике используется специальная символика, предложенная Менделем:

Слайд 24 Близнецовый метод
Предложен Гальтоном в 1876 г. Задачи метода:

установить роль наследственности и среды в фенотипическом разнообразии различных

признаков у человека.
Этапы реализации метода:
1. Сбор близнецового материала и диагностика зиготности (метод «сходства-подобия», по эритроцитарным и лейкоцитарным маркерам, ДНК- диагностика).

2. Анализ близнецовых данных.
Конкордантность (в генетике) — наличие определённого признака у обоихблизнецов, или среди группы людей. Конкордантностью также называется вероятность того, что оба близнеца будут иметь определённый признак, при условии, что его имеет один из них.

Слайд 25 Цитогенетический метод
Проводится при подозрении не хромосомную болезнь. Задачи:

идентифицировать перестроенную хромосому;
– установить тип хромосомной перестройки.
препараты хромосом человека

можно приготовить из фибробласток кожи, костного мозга, но наиболее доступной при таких исследованиях является культура лимфоцитов периферической крови (кровь помещают в специальную среду с веществами стимулирующими рост и клеточное деление, затем добавляют колхицин, что приводит к остановке митоза на стадии метафазы, в которой хромосомы мах спирализированы).

Слайд 26 Биохимический метод
применяют при подозрении на врожденные дефекты обмена.

Применяют их в 2 этапа:
– скринирующие экспресс-методы, позволяющие обследовать

большие группы населения (например, микробиологический тест Гатри (как вариант тест Фелинга) для обследования всех новорожденных на фенилкетонурию;
– более сложные методы биохимии и молекулярной биологии – методы фракционирования и количественного анализа, жидкостной и газовой хромотографии.

Слайд 27 Цитогенетика – синтетическая наука:
1. цитология;
2. Формальная генетика;
3. биохимия.
ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ

Цитогенетика – синтетическая наука:1. цитология;2. Формальная генетика;3. биохимия.ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Слайд 28 Основная масса животных и растений — это ядерные

организмы, эукариотические

В настоящее время клеточная теория гласит:
клетка является

наименьшей единицей живого;
клетки разных организмов сходны по своему строению;
размножение клеток происходит путем деления исходной клетки;
многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток и их производных, объединенные в целостные интегрированные системы тканей и органов, подчиненные и связанные между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

Основные понятия цитологии

Слайд 29 клетка (-и) (cellula, -ae) -- элементарная живая система,

клетка (-и) (cellula, -ae) -- элементарная живая система, состоящая из двух

состоящая из двух основных частей - ядра и цитоплазмы,

способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию; основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений

Тремя основными компонентами клетки являются:
ядро,
цитоплазма и
окружающая их клеточная мембрана - плазмолемма.

Слайд 30 Перечислить органеллы клетки и их функции
Домашнее задание

Перечислить органеллы клетки и их функции Домашнее задание 2

Слайд 31 Ядро (nucleus) клетки — система генетической детерминации и

регуляции белкового синтеза.
Ядро обеспечивает две группы общих функций: одну,

связанную собственно с хранением и передачей генетической информации, другую — с ее реализацией, с обеспечением синтеза белка.

Клеточное ядро

Слайд 32 Хроматин интерфазных ядер - это хромосомы, которые теряют

Хроматин интерфазных ядер - это хромосомы, которые теряют в это время

в это время свою компактную форму, разрыхляются, деконденсируются.
Зоны

функциональной активности и полной деконденсации их участковморфологи называют эухроматином.
Участки конденсированного хроматина называют гетерохроматином.
Степень деконденсации хромосомного материала — хроматина в интерфазе может отражать функциональную нагрузку этой структуры. Чем «диффузнее» распределен хроматин в интерфазном ядре (т.е. чем больше эухроматина), тем интенсивнее в нем синтетические процессы.

основной компонент клеточного ядра – Хроматин

Слайд 34 Хромосома –
клеточная органелла, находящаяся в ядре, основными

Хромосома – клеточная органелла, находящаяся в ядре, основными функциями которой являются

функциями которой являются хранение и передача наследственной информации
Хромосома –

постоянный компонент ядра, отличающийся особой структурой, индивидуальностью, функцией и способностью к самовоспроизведению, что обеспечивает их преемственность, а тем самым и передачу наследственной информации от одного поколения растительных и животных организмов к другому.

Слайд 35 Кариотип
Кариотип человека(от греч. - орех, ядро и -

КариотипКариотип человека(от греч. - орех, ядро и - отпечаток, тип) —

отпечаток, тип) — диплоидный хромосомный набор человека, представляющий собой

совокупность морфологически обособленных хромосом, внесённых родителями при оплодотворении. Это – генетический паспорт, который не меняется в течении всей жизни.
Хромосомы набора генетически неравноценны: каждая хромосома содержит группу разных генов. Все хромосомы в кариотипе человека делятся на аутосомы и половые хромосомы. В кариотипе человека 44 аутосомы (двойной набор) - 22 пары гомологичных хромосом и одна пара половых хромосом — XX у женщин и ХУ у мужчин.
В норме у человека 46 хромосом (по 23 хромосомы от каждого из родителей). Запись нормального женского кариотипа – 46,ХХ; нормального мужского – 46,XY.

Слайд 37 ХРОМОСОМА ЧЕЛОВЕКА
    Структура типичной метафазной хромосомы: 1. состоит

ХРОМОСОМА ЧЕЛОВЕКА    Структура типичной метафазной хромосомы: 1. состоит из двух хроматид

из двух хроматид 2. они соединены через центромеру (кинетохор), место

прикрепления к митотическому веретену, 3. теломера, локализованная в конце каждого плеча хромосомы.
Хромосома окрашивается специальными красителями, специфически связывающимися к А-Т (G сегменты) и G-C основаниями (R сегменты), после чего каждая хромосома дает только для нее характерный рисунок из G и R сегментов.

Слайд 38 формы хромосом:
равноплечие, или метацентрические,
неравноплечие, или субметацентрические,

палочковидные, или акроцентрические, и
точковые - очень мелкие, форму

которых трудно определить.

ХРОМОСОМЫ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 39 Хромосомы человека принято подразделять по их размерам на

Хромосомы человека принято подразделять по их размерам на 7 групп (А,

7 групп (А, В, С, D, E, F, G).

Если при этом легко отличить крупные (1, 2) хромосомы от мелких (19, 20), метацентрические от акроцентрических (13), то внутри групп трудно различить одну хромосому от другой.

Метафазные хромосомы человека различаются в основном по длине и расположению первичной перетяжки (центромеры). Совокупность хромосом, расположенных попарно в порядке уменьшения размера, называется кариограммой. Изображая кариограмму, половые хромосомы располагают отдельно от остальных хромосом: справа в нижнем ряду.

Слайд 40 КАРИОТИП – характеристика вида, в которой учтены число,

величина и морфологические особенности хромосом
Геном – вся совокупность наследственного

материала, заключенного в гаплоидном (одинарном) наборе хромосом клеток данного организма.

Идиограмма (идио- + греч. gramma запись, изображение; син. кариограмма) — графическое изображение отдельных хромосом со всеми их структурными характеристиками

Генотип – это генетическая конституция организма, представляющая собой совокупность всех наследственных задатков его клеток, заключенных в хромосомном наборе – кариотипе.

• Имя файла: istoriya-razvitiya-osnovnye-dostizheniya-i-problemy-meditsinskoy-genetiki-tsitologicheskie-osnovy-nasledstvennosti.pptx