Презентация на тему Эти удивительные грибы – дрожжи. 9–11-й класс

Учитель биологии и химии МОУ «Верхневолжская СОШ» Морозова Людмила Георгиевна д. Рязаново Калининский район Тверская область 2015
Тема:«Эти удивительные грибы - дрожжи»     Исследовательская работа на уроках биологии и химии Учитель биологии и химии МОУ «Верхневолжская СОШ» Морозова Людмила Георгиевна Пояснительная записка    В разделе «Общая биология» тема «Грибы» отдельно Актуальность представленной темыВ связи с подготовкой к ЕГЭ, в ходе исследования, расширяются ЦельИсследовать биохимические и цитологические особенности дрожжей ФормаИсследовательская работа* Желательно, до проведения опытов, провести всё химическое исследование самим учителем Рис 1. Учитель Морозова Л.Г.Рис 2. Обучающаяся 9 класса Морозова Ольга в 2010 году Задачи:Изучить органический состав, анаэробные процессы, морфологические особенности, питание, размножение дрожжейВыявить сходство и Штаммы дрожжейРис 3. Рисунок дрожжей План исследования1.  Морфологическое описание дрожжей (опережающее задание)2.   Химический состав 3.  Организация дрожжей и их размножение (опыт № 6)Обмен веществ и Морфологическое описание дрожжейДрожжи – это микроскопические мелкие грибы, с давних пор применяемые Химический состав дрожжейОпределение содержания белков в дрожжах.Для обнаружения белков в суспензии дрожжей Опыт №1Ход работы. В пробирку с 2 мл. суспензии дрожжей, добавить 2 Вывод. В дрожжах есть белкиРис 7. Завершение опыта. Использованные материалы Опыт №2Определение содержание белка в суспензии дрожжей в следствии денатурации белковНаблюдение. Наблюдается Вывод. В дрожжах много белка, так как наблюдается денатурация белка (потеря белком Опыт №3Ксантопротеиновая реакция позволяет определить, есть ли в белках ароматические аминокислоты. Интересно Ход работы. К 3-4 мл. суспензии дрожжей прилить 1 мл. конц. азотной Наблюдение. В процессе нагревания появляется желтый осадок. При добавлении в охлажденную пробирку Вывод. Так как обе цветовые реакции прошли, следовательно белки данной суспензии дрожжей Информационная справка к опыту № 3Известно, что в растительных клетках запасается сложный Опыт №4Ход работы. Нанесенную каплю суспензии дрожжей на предметное стекло подсушиваем на Вывод. Наличие крахмала определяется по темно-фиолетовому окрашиванию, гликоген – по красно-бурому. Следовательно Исследование дрожжей на содержание жиров     Жиры как органические Опыт №5Ход работы. Мазок из суспензии дрожжей нанесенный на предметное стекло подсушить Вывод. В клетках есть капли жира, так как они окрасились, под действием Организация дрожжей и их размножениеХод работы. На предметное стекло нанести пипеткой каплю Обмен веществ и энергииХод работы Вывод. Углекислый газ не поддерживает горение. Поэтому лучина гаснет C6H12O6 =2CO2 Практическое применение дрожжейСпиртовое брожение (изучено Луи Пастером) для приготовления различного Рис 18. Спиртовое брожение для приготовления винаРис 19. Пористость теста ВыводДанная работа была опробирована в качестве экзаменационного реферата (расширенный вариант) и представлена Используемая литератураС.Е.Мансурова. Журнал «Биология в школе» №6,М. «Школа – Пресс», 2004 гВ.А.Корчагина

Слайд 2 Учитель биологии и химии МОУ «Верхневолжская СОШ» Морозова Людмила

Учитель биологии и химии МОУ «Верхневолжская СОШ» Морозова Людмила Георгиевна

Георгиевна д. Рязаново Калининский район Тверская область

2015 г.

Разработку предлагает:

Слайд 3 Пояснительная записка
В разделе «Общая

Пояснительная записка  В разделе «Общая биология» тема «Грибы» отдельно не

биология» тема «Грибы» отдельно не рассматривается. Особенности организации клетки

грибов, обменные процессы, размножение изучаются главным образом на примере клеток животных и растений. В то же время грибы – очень своеобразное царство живой природы, характерные особенности которого практически на школьных уроках не изучаются.

Слайд 4 Актуальность представленной темы
В связи с подготовкой к ЕГЭ, в

ходе исследования, расширяются знания о некоторых особенностях данной темы.
В

ходе проведения опытов появляется интерес к предмету через самостоятельную исследовательскую работу и желание больше узнать об удивительном мире грибов, это имеет огромное значение в более углублённом изучение отдельных вопросов биологии и химии. .

Слайд 5 Для подготовки исследования используются доступные методики

Для подготовки исследования используются

изучения химического состава с применением основных навыков работы с

химическими реактивами и растворами при соблюдении техники безопасности. Следовательно, реализуются межпредметные связи с курсом биологии, химии, что тоже имеет неоценимое значение для формирования личности. . Применение несложного оборудования позволяет добиться надежной результативности, что тоже повышает интерес исследования и эмоционального удовлетворения

Слайд 6 Цель
Исследовать биохимические и цитологические особенности дрожжей

ЦельИсследовать биохимические и цитологические особенности дрожжей

Слайд 7 Форма
Исследовательская работа

* Желательно, до проведения опытов, провести всё

химическое исследование самим учителем

Слайд 8 Рис 1. Учитель Морозова Л.Г.
Рис 2. Обучающаяся 9

класса Морозова Ольга в 2010 году

Слайд 9 Задачи:

размножение дрожжей
Выявить сходство и различие в признаках любого живого

организма
Познакомиться с частной группой организмов – дрожжами (грибами); с их качественным химическим составом, а также особенностями строения и жизнедеятельности в отличие от животных и растений

Слайд 10 Штаммы дрожжей
Рис 3. Рисунок дрожжей

Штаммы дрожжейРис 3. Рисунок дрожжей

Слайд 11 План исследования
1. Морфологическое описание дрожжей (опережающее задание)
2.

План исследования1. Морфологическое описание дрожжей (опережающее задание)2.  Химический состав дрожжей:Определение

Химический состав дрожжей:
Определение содержание белков в дрожжах

(опыты №1, 2, 3)
Содержание сложных углеводов в дрожжах
(опыт №4)
Исследование дрожжей на содержание жиров
(опыт №5)

Слайд 12 3. Организация дрожжей и их размножение (опыт

3. Организация дрожжей и их размножение (опыт № 6)Обмен веществ и

№ 6)
Обмен веществ и энергии

(опыт №7)
5. Практическое применение дрожжей (опережающее задание)

Рис 4. Каравай из дрожжевого теста

Слайд 13 Морфологическое описание дрожжей
Дрожжи – это микроскопические мелкие грибы,

с давних пор применяемые человеком. Дрожжевые клетки имеют форму

шариков. Они живут в питательной жидкости богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей похожи на ветвящиеся цепочки. В тесте дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Освобождающаяся при этом энергия используется дрожжами для обеспечения их жизнедеятельности. Пузырьки углекислого газа, образующиеся в тесте, делают его легким и пористым.

Слайд 14 Химический состав дрожжей
Определение содержания белков в дрожжах.
Для обнаружения

белков в суспензии дрожжей проводим биуретову реакцию. Сущность которой

в том, что пептидные связи молекул белка в щелочном растворе в присутствии сульфата меди (II) образуют комплексы с атомами меди. Эти комплексы окрашены в фиолетовый цвет

Слайд 15 Опыт №1

Ход работы. В пробирку с 2 мл.

Опыт №1Ход работы. В пробирку с 2 мл. суспензии дрожжей, добавить

суспензии дрожжей, добавить 2 мл. щёлочи и по каплям

медного купороса. После каждой капли пробирку встряхивать
(рис 5.).

Наблюдение. Возникает фиолетовое окрашивание. Его интенсивность увеличивается с увеличением капель медного купороса (рис 6.).

Рис 5.

Рис 6.

Слайд 16 Вывод. В дрожжах есть белки
Рис 7. Завершение опыта.

Вывод. В дрожжах есть белкиРис 7. Завершение опыта. Использованные материалы

Использованные материалы

Слайд 17 Опыт №2
Определение содержание белка в суспензии дрожжей в

следствии денатурации белков
Наблюдение. Наблюдается осаждение белка (рис 8)
Ход работы.

Нагреть суспензию дрожжей в пробирке и довести до кипения (рис 8)

Рис 8. Проведение опыта №2

Слайд 18 Вывод. В дрожжах много белка, так как наблюдается

Вывод. В дрожжах много белка, так как наблюдается денатурация белка (потеря

денатурация белка (потеря белком его природных свойств) сопровождающаяся осаждением

Слайд 19 Опыт №3
Ксантопротеиновая реакция позволяет определить, есть ли в

белках ароматические аминокислоты.
Интересно проверить, есть ли незаменимые аминокислоты

(тирозин, триптофан, фенилаланин) в грибах? В основном они встречаются в животных тканях
Сущность реакции в том, что под действием азотной кислоты происходит нитрование бензольного кольца с образованием окрашенного в желтый цвет нитросоединения

Слайд 20 Ход работы. К 3-4 мл. суспензии дрожжей прилить

Ход работы. К 3-4 мл. суспензии дрожжей прилить 1 мл. конц.

1 мл. конц. азотной кислоты, раствор осторожно нагреть (соблюдая

Т.Б. при работе с кислотами). После охлаждения пробирки добавить в раствор гидроксид натрия

Рис 9. Ксантопротеиновая реакция

Слайд 21 Наблюдение. В процессе нагревания появляется желтый осадок. При

добавлении в охлажденную пробирку гидроксида натрия появляется оранжевое окрашивание

оранжевое окрашивание

Рис 10. Проведение опыта №3

Рис 11. Появление осадка

Слайд 22 Вывод. Так как обе цветовые реакции прошли, следовательно

белки данной суспензии дрожжей содержат ароматические аминокислоты
Рис 12. Наблюдение

результатов

Слайд 23 Информационная справка к опыту № 3
Известно, что в

растительных клетках запасается сложный углевод крахмал, а в животных

– гликоген
Определим запасной углевод в дрожжах (грибах)

Содержание сложных углеводов в дрожжах

Слайд 24 Опыт №4
Ход работы. Нанесенную каплю суспензии дрожжей на

предметное стекло подсушиваем на воздухе и окрашиваем раствором йода

(рис 13.).

Наблюдение. Мазок окрашивается в красно-бурый цвет

Рис 13. Нанесение капли суспензии дрожжей на предметное стекло

Слайд 25 Вывод. Наличие крахмала определяется по темно-фиолетовому окрашиванию, гликоген

– по красно-бурому. Следовательно в исследованной суспензии дрожжей обнаружился

углевод-гликоген (Образец №1) (рис 14.).

Рис 14. Рассматриваем образец № 1

Слайд 26 Исследование дрожжей на содержание жиров

Исследование дрожжей на содержание жиров   Жиры как органические вещества

Жиры как органические вещества находятся главным образом в запасающих

тканях и органах растений и животных. Можно ли обнаружить жиры в клетках дрожжей? Проверим на опыте… .

Информационная справка к опыту № 4

Слайд 27 Опыт №5
Ход работы. Мазок из суспензии дрожжей нанесенный

Опыт №5Ход работы. Мазок из суспензии дрожжей нанесенный на предметное стекло

на предметное стекло подсушить и капнуть краситель – Судан

III. Этот краситель – качественный реактив на жиры. Снова подсушить препарат и рассмотреть его на малом увеличении микроскопа

Наблюдение. Найти участки, где клетки расположены не густо, и обратить внимание на оранжево-красный цвет препарата (рис 15.).

Рис 15. Наблюдение за участками

Слайд 28 Вывод. В клетках есть капли жира, так как

Вывод. В клетках есть капли жира, так как они окрасились, под

они окрасились, под действием реактива на жиры (протоплазма клетки

остается бесцветной) (Образец 2) (рис 14.).

Рис 14. Рассматриваем образец № 2

Слайд 29 Организация дрожжей и их размножение
Ход работы.
На предметное

стекло нанести пипеткой каплю суспензии«поднимающихся дрожжей». Рассмотреть под микроскопом
Опыт

№6

Наблюдение. Обнаруживаются разные штаммы дрожжей, отличающиеся видом клеток: округло-эллипсовидные и удлиненно-цилиндрические

Вывод. Штаммы дрожжей отличаются видом клеток. Почкующиеся клетки дрожжей имеют бугорок – почку. Рисунок дрожжей (рис 3.) (слайд № 10)

Слайд 30 Обмен веществ и энергии
Ход работы

Обмен веществ и энергииХод работы      .

.

В приготовленную заранее колбу с дрожжами, помещенными в сахаристую жидкость, опускают горящую лучину Определяют природу выделяющегося газа

Опыт №7

Наблюдение. При внесение горящей лучины в колбу над сахаристым раствором дрожжей, она гаснет

Рис 15. Внесение горящей лучины в колбу

Слайд 31 Вывод. Углекислый газ не поддерживает горение. Поэтому лучина

Вывод. Углекислый газ не поддерживает горение. Поэтому лучина гаснет C6H12O6

гаснет C6H12O6 =2CO2 + C2H5OH
Рис 16. Обнаружение газа
Рис 17. Лучина

погасла

Слайд 32 Практическое применение дрожжей
Спиртовое брожение (изучено Луи Пастером) для

приготовления различного по качеству вина (рис 18.)
В искусстве кулинарии

дрожжи являются биологическим разрыхлителем, улучшая пористость теста (рис 19.)

Слайд 33 Рис 18. Спиртовое брожение для приготовления вина