Презентация на тему Биофизика мышечного сокращения

1. В каждой клетке организма на мембране существует разность потенциалов, которая называется мембранным потенциалом покоя . Он служит основной для возникновения потенциалов действия (ПД) в возбудимых тканях организма.2. Возбудимыми являются нервная и мышечная ткани . При
1. В каждой клетке организма на мембране существует разность потенциалов, которая называется СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СКЕЛЕТНОЙ МЫШЦЫПучки мышечных волоконМышечные волокнаМЫШЦАМЫШЦАМышечные пучки Мышечные клетки (из-за своей ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ КЛЕТКИ  1. Представляет собой многоядерную клетку диаметром от СТРОЕНИЕ МИОФИБРИЛЛЫ и САРКОМЕРАКаждая миофибрилла поделена Z-мембранами на саркомеры. Положение этих мембран СТРОЕНИЕ МИОЗИНОВОЙ ПРОТОФИБРИЛЛЫ 1.Каждая актиновая протофибрилла состоит из 2 молекул актина в F-форме МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ Ионы кальция связываются с центрами своего связывания (их 4: 2 с большим МОДЕЛЬ СКОЛЬЗЯЩИХ НИТЕЙ (ХАКСЛИ)В результате циклической работы поперечных мостиков (1 «шаг» : РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ В СЕРДЦЕВозбуждение генерируется автоматически в синусовом узле правого предсердия.2. Постепенно ЭЛЕКРИЧЕСКИЙ ДИПОЛЬ. ДИПОЛЬНЫЙ МОМЕНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДИПОЛЬ - это система, состоящая из двух СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Слайд 2 1. В каждой клетке организма на мембране существует

разность потенциалов, которая называется мембранным потенциалом покоя . Он

2. Возбудимыми являются нервная и мышечная ткани . При действии на них стимулов (раздражений) могут возникать распространяющиеся ПД. В нервной ткани с их помощью передаётся информация, которая необходима для управления и регуляции деятельности всех органов и тканей в организме. Клетки мышечной ткани при возникновении в их мембранах ПД сокращаются, тем самым осуществляя двигательную функцию отдельных органов и организма в целом.

3. Движение – одно из основных и общих свойств живого. Различные типы мышц создают движения конечностей, всего тела или его частей (скелетные мышцы), внутренних органов и сосудов (гладкие мышцы), сердца (сердечная мышца). Основа движений – мышечное сокращение.

Слайд 5 СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СКЕЛЕТНОЙ МЫШЦЫ
Пучки мышечных волокон
Мышечные волокна
МЫШЦА

Мышечные пучки

Мышечные клетки (из-за своей формы и длины их называют

волокнами)

Миофибриллы

Протофибриллы (актиновые и миозиновые микроволокона).

Мышца крепится через сухожилие к кости и, сокращаясь, приводит в движение кости скелета.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ КЛЕТКИ
1. Представляет собой

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ КЛЕТКИ 1. Представляет собой многоядерную клетку диаметром от

многоядерную клетку диаметром от 20 до 80 мкм и

длиной от нескольких миллиметров до нескольких десятков сантиметров (соответственно длине мышцы).

3. Содержит около 2000 миофибрилл – специализированных функциональных ультраструктур, имеющих «поперечную исчерченность» вследствие упорядоченного расположения толстых (миозиновых) и тонких (актиновых) протофибрилл. На долю сократительных белков - актина и миозина- приходится 80% общего белка мышцы.

2. Содержит большое количество митохондрий, обеспечивающих энергией мышечные сокращения.

Слайд 8 СТРОЕНИЕ МИОФИБРИЛЛЫ и САРКОМЕРА
Каждая миофибрилла поделена Z-мембранами на

саркомеры. Положение этих мембран одинаково во всех миофибриллах волокна.
Саркомер

– это наименьшая сократительная единица миофибриллы, участок между двумя Z-мембранами. В покое его длина составляет 2-3 мкм.
К Z-мембранам прикреплены центральной частью тонкие актиновые протофибриллы. В центре саркомера лежат толстые миозиновые протофибриллы. Концы тонких и толстых протофибрилл в покое немного перекрываются.

СТРОЕНИЕ МИОЗИНОВОЙ ПРОТОФИБРИЛЛЫ

1.Каждая актиновая протофибрилла состоит из 2

1.Каждая актиновая протофибрилла состоит из 2 молекул актина в F-форме

молекул актина в F-форме (фибриллярной), свёрнутых вокруг друг друга

в спираль. В свою очередь, каждая из молекул актина в F-форме состоит из множества молекул G-актина (глобулярного), имеющего молекулярную массу 42 000.

СТРОЕНИЕ АКТИНОВОЙ ПРОТОФИБРИЛЛЫ

2. В состав актиновой протофибриллы также входят два регуляторных белка – фибриллярный белок тропомиозин и глобулярный белок тропонин. На 7 глобул G-актина приходится по 1 молекуле тропонина и тропомиозина.

3. Тропомиозин находится в желобке актиновой спирали, прикрывая собой «активные центры», к которым при инициации мышечного сокращения могут прикрепляться поперечные мостики миозиновой протофибриллы.

4. Молекула тропонина - сложный регуляторный комплекс, который может взаимодействовать с тропомиозином и обладает сродством к ионам кальция (4 центра связывания).

Слайд 13 МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ

МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ

Слайд 15 Ионы кальция связываются с центрами своего связывания (их

Ионы кальция связываются с центрами своего связывания (их 4: 2 с

4: 2 с большим сродством и 2 с малым)

в молекуле тропонина. В результате он меняет конформацию и способствует смещению молекул тропомиозина так, что активные центры в спирали актиновой протофибриллы оказываются открытыми и к ним могут прикрепляться поперечные мостики миозина.
Классическая гипотеза изменения конформации тропонин-тропомиозинового комплекса способствуют «вталкиванию» тропомиозина в желобок спирали актиновой протофибриллы.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИОЗИНА И АКТИНА В ПРОЦЕССЕ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ

Также возможно, что меняется конформация всей актиновой протофибриллы (то есть она реагирует целиком на связывание тропонина с кальцием).
Важен результат – открытие активных центров актинового волокна.

МОДЕЛЬ СКОЛЬЗЯЩИХ НИТЕЙ (ХАКСЛИ)
В результате циклической работы поперечных

мостиков (1 «шаг» : присоединение - изменение конформации –

отсоединение) актиновые протофибриллы скользят по миозиновым к центру саркомера, что приводит к его укорочению (сокращению).
Степень укорочения саркомера зависит от числа активных поперечных мостиков, что определяется концентрацией ионов кальция в саркоплазме.

3. Длина миозиновых и актиновых протофибрилл при сокращении не меняется – актиновые протофибриллы «втягиваются» между миозиновыми. Z-мембраны подтягиваются друг к другу. При этом уменьшается ширина I- и Н-диска, а ширина А-диска саркомера не изменяется.

Слайд 19 РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ В СЕРДЦЕ
Возбуждение генерируется автоматически в синусовом

узле правого предсердия.
2. Постепенно охватывает рабочий миокард предсердий.
3. Передаётся

к атрио-вентрикулярному (предсердно-желудочковому) узлу.
4. После короткой атрио-вентрикулярной задержки по ножкам пучка Гиса, которые заканчиваются волокнами Пуркинье охватывает рабочий миокард желудочков.

Слайд 23 ЭЛЕКРИЧЕСКИЙ ДИПОЛЬ. ДИПОЛЬНЫЙ МОМЕНТ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДИПОЛЬ - это

система, состоящая из двух равных по величине, но противоположных

по знаку зарядов, расположенных на малом расстоянии друг от друга, которое называется плечом диполя.

Дипольный момент – основная характеристика диполя, вектор, направленный от отрицательного заряда к положительному и равный произведению заряда на плечо диполя.

Потенциал электрического поля диполя:

Токовый диполь – система, состоящая из истока тока (+ полюса, например, источника питания) и стока тока (- полюса).
В сердце + (исток тока) – невозбуждённая часть, - (сток тока) возбуждённая.

• Имя файла: biofizika-myshechnogo-sokrashcheniya.pptx