Презентация на тему по биологии на тему Биология клетки

Название "клетка" было предложено еще в 1665 году англичанином Р. Гуком. Однако лишь в 19 веке ее начали изучать систематически. Ученых заинтересовала, среди прочего, и роль клетки в организме. Они могут быть в составе множества
Биология клетки.  Строение, назначение, функцииСоставитель Чередова Ольга Максимовна, Название Функции клетки Все они различны по форме и зачастую по функциям. Могут 4) Все процессы в клетке осуществляются с использованием энергии. Это питание, дыхание, Мембрана При рассмотрении клетки растения в микроскоп (к примеру, корешка лука) можно заметить, Ядро Биология клетки интересна также с точки зрения ядра. Это самый большой Ядро очень важно в процессе наследственности, в котором оно играет главную роль. Эндоплазматическая сеть Этот органоид был назван так из-за того, что он находится в центральной Рибосомы Это клеточные немембранные органоиды. Они состоят из белка и рибонуклеиновой кислоты. Комплекс ГольджиВ просветы канальцев и полостей ЭПС поступают продукты биосинтеза. Здесь они Митохондрии К энергетическим органоидам относятся митохондрии (на фото выше) и хлоропласты. Митохондрии – ЛизосомыОни имеют овальную форму, их окружает однослойная мембрана. В лизосомах имеется набор Используемые материалы

Слайд 2 Название "клетка" было предложено еще в 1665

Название

году англичанином Р. Гуком. Однако лишь в 19 веке

ее начали изучать систематически. Ученых заинтересовала, среди прочего, и роль клетки в организме. Они могут быть в составе множества различных органов и организмов (икринок, бактерий, нервов, эритроцитов) или же быть самостоятельными организмами (простейшими). Несмотря на все их многообразие, в функциях и строении их обнаруживается много общего.

Слайд 3 Функции клетки
Все они различны по форме и

Функции клетки Все они различны по форме и зачастую по функциям.

зачастую по функциям. Могут отличаться довольно сильно и клетки

тканей и органов одного организма. Однако биология клетки выделяет функции, которые присущи всем их разновидностям.
Именно здесь всегда происходит синтез белков. Этот процесс контролируется генетическим аппаратом.
Клетка, которая не синтезирует белки, в сущности мертва.
Живая клетка - это та, компоненты которой все время меняются. Однако основные классы веществ при этом остаются неизменными

Слайд 4 4) Все процессы в клетке осуществляются с использованием

4) Все процессы в клетке осуществляются с использованием энергии. Это питание,

энергии. Это питание, дыхание, размножение, обмен веществ. Поэтому живая

клетка характеризуется тем, что в ней все время происходит энергетический обмен.
5) Каждая из них обладает общим важнейшим свойством – способностью запасать энергию и тратить ее.
6) Среди других функций можно отметить деление и раздражимость.
7) Все живые клетки могут реагировать на химические или физические изменения среды, окружающей их. Это свойство называется возбудимостью или раздражимостью. В клетках при возбуждении меняется скорость распада веществ и биосинтеза, температура, потребление кислорода. В таком состоянии они выполняют функции, свойственные им.

Слайд 5 Мембрана

Мембрана

Слайд 6 При рассмотрении клетки растения в микроскоп (к примеру,

При рассмотрении клетки растения в микроскоп (к примеру, корешка лука) можно

корешка лука) можно заметить, что ее окружает довольно толстая

оболочка.
Функция оболочки клетки состоит в том, что она является дополнительным средством защиты клеточной мембраны.
Мембрану называют "крепостной стеной клетки«, она защищает и ограждает ее содержимое. И мембрана, и внутреннее содержимое каждой клетки состоят обыкновенно из одних и тех же атомов.
Речь идет об углероде, водороде, кислороде и азоте.
Мембрана представляет собой молекулярное сито, очень мелкое (толщина ее в 10 тысяч раз меньше толщины волоса).
Ее поры напоминают узкие длинные проходы, сделанные в крепостной стене какого-нибудь средневекового города.
Их ширина и высота меньше длины в 10 раз. Кроме того, отверстия в этом сите очень редки. У некоторых клеток поры занимают лишь одну миллионную долю от всей площади мембраны.

Слайд 7 Ядро
Биология клетки интересна также с точки зрения

Ядро Биология клетки интересна также с точки зрения ядра. Это самый

ядра. Это самый большой органоид, первым привлекший внимание ученых.

В 1981 году клеточное ядро было открыто Робертом Брауном, шотландским ученым. Этот органоид является своеобразной кибернетической системой, где происходит хранение, переработка, а затем передача в цитоплазму информации, объем которой очень велик.

Слайд 8 Ядро очень важно в процессе наследственности, в котором

Ядро очень важно в процессе наследственности, в котором оно играет главную

оно играет главную роль. Кроме того, оно выполняет функцию

регенерации, то есть способно восстанавливать целостность всего клеточного тела. Этот органоид регулирует все важнейшие отправления клетки. Хроматин – составная часть органоида. (вещество, которое хорошо окрашивается особыми ядерными красками) Двойная мембрана отделяет ядро от цитоплазмы. Эта мембрана связана с комплексом Гольджи и с эндоплазматической сетью. На ядерной мембране имеются поры, через которые одни вещества легко проходят, а другим это сделать труднее, т.е. проницаемость ее избирательна. Кариоплазма – это внутреннее содержимое ядра, заполняющее пространство, находящееся между её структурами. Обязательно в ядре присутствуют ядрышки (одно или несколько). В них образуются рибосомы. Имеется прямая связь между размером ядрышек и активностью клетки: ядрышки тем крупнее, чем активнее происходит биосинтез белка; и, напротив, в клетках с ограниченным синтезом они или вовсе отсутствуют, или невелики. В ядре находятся хромосомы- особые нитевидные образования. В ядре клетки человеческого тела имеется по 46 хромосом. В них записана информация о наследственных задатках организма, которая передается потомству. У клеток обычно имеется одно ядро, однако есть и многоядерные клетки (в мышцах, в печени и др.). Если удалить ядра, оставшиеся части клетки сделаются нежизнеспособными.

Слайд 9 Эндоплазматическая сеть

Эндоплазматическая сеть

Слайд 10 Этот органоид был назван так из-за того, что

Этот органоид был назван так из-за того, что он находится в

он находится в центральной части цитоплазмы (с греческого языка

слово "эндон" переводится как "внутри"). ЭПС – разветвленная система пузырьков, трубочек, канальцев различной формы и величины. Они отграничены от цитоплазмы клетки мембранами. Различаются два вида ЭПС. Первый – гранулярная, состоиящая из цистерн и канальцев, поверхность которых усеяна гранулами (зернышками). Второй вид ЭПС – агранулярная, то есть гладкая. Гранами являются рибосомы. Любопытно, что гранулярная ЭПС наблюдается в клетках зародышей животных, у взрослых форм она обычно агранулярная. Рибосомы являются местом синтеза белка в цитоплазме. Исходя из этого, можно сделать предположение, что гранулярная ЭПС бывает преимущественно в клетках, где происходит активный синтез белка. Агранулярная сеть, представлена в тех клетках, где протекает активный синтез липидов, то есть жиров и различных жироподобных веществ. И тот и другой вид ЭПС не просто принимает участие в синтезе органических веществ. Здесь эти вещества накапливаются, а также транспортируются к необходимым местам. ЭПС также регулирует обмен веществ, который происходит между окружающей средой и клеткой.

Слайд 11 Рибосомы
Это клеточные немембранные органоиды. Они состоят из

белка и рибонуклеиновой кислоты. Эти части клетки до сих

пор не до конца изучены с точки зрения внутреннего строения. В электронном микроскопе рибосомы выглядят как грибовидные или округлые гранулы. Каждая из них разделена на маленькую и большую части (субъединицы) с помощью желобка. Несколько рибосом часто объединяются нитью особой РНК (рибонуклеиновой кислоты), называемой и-РНК (информационной). Благодаря этим органоидам из аминокислот синтезируются белковые молекулы.

Слайд 12 Комплекс Гольджи
В просветы канальцев и полостей ЭПС поступают

продукты биосинтеза. Здесь они концентрируются в особый аппарат, называемый

комплексом Гольджи (на рисунке выше обозначен как golgi complex). Этот аппарат находится вблизи ядра. Он принимает участие в переносе продуктов биосинтеза, которые доставляются к поверхности клетки. Также комплекс Гольджи участвует в их выведении из клетки, в образовании лизосом и т. д. Этот органоид был открыт Камилио Гольджи, итальянским цитологом (годы жизни – 1844-1926). В честь него в 1898 году он был назван аппаратом (комплексом) Гольджи. Выработанные в рибосомах белки поступают в этот органоид. Когда они нужны какому-то другому органоиду, отделяется часть аппарата Гольджи. Таким образом, белок транспортируется в требуемое место.

Слайд 13 Митохондрии

Митохондрии

Слайд 14 К энергетическим органоидам относятся митохондрии (на фото выше)

и хлоропласты. Митохондрии – это своеобразные энергетические станции каждой

клетки. Именно в них извлекается энергия из питательных веществ. Митохондрии имеют изменчивую форму, однако чаще всего это гранулы или нити. Число и размеры их непостоянны. Это зависит от того, какова функциональная активность той или иной клетки. Если рассмотреть электронную микрофотографию, можно заметить, что митохондрии имеют две мембраны: внутреннюю и наружную. Внутренняя образует выросты (кристы), устланные ферментами. Благодаря наличию крист общая поверхность митохондрий увеличивается. Это важно для того, чтобы деятельность ферментов протекала активно. В митохондриях ученые обнаружили специфические рибосомы и ДНК. Это позволяет этим органоидам самостоятельно размножаться в процессе деления клетки.

Слайд 15 Лизосомы
Они имеют овальную форму, их окружает однослойная мембрана.

В лизосомах имеется набор ферментов, разрушающих белки, липиды, углеводы.

Если лизосомная мембрана повреждена, ферменты расщепляют и разрушают содержимое, находящееся внутри клетки. В результате этого она гибнет.
Клеточный центр
Он имеется в клетках, которые способны делиться. Клеточный центр состоит из двух центриолей (палочковидных телец). Находясь возле комплекса Гольджи и ядра, он участвует в формировании веретена деления, в процессе деления клетки.

• Имя файла: prezentatsiya-po-biologii-na-temu-biologiya-kletki.pptx