Презентация на тему по биологии на тему Пресноводный полип гидра (7 класс)

Гидры (лат. Hydra) — род пресноводных сидячих кишечнополостных из класса гидроидных (Hydrozoa). Представители обитают в стоячих водоёмах и реках с медленным течением, прикрепляясь к водным растениям или грунту. Длина тела гидры составляет 1—20 мм, иногда несколько более. Это одиночный малоподвижный полип.
Автор- составительКурта О.В.учитель биологии Гидры Гидры (лат. Hydra) — род пресноводных сидячих кишечнополостных из класса гидроидных (Hydrozoa). Представители обитают в стоячих водоёмах и реках Строение гидрыТело гидры цилиндрической формы, на переднем конце тела (на околоротовом конусе) Внешнее сторение и симметрия Клеточный состав телаЭпителиально-мускульные клеткиЭпителиально-мускульные клетки эктодермы и энтодермы образуют основную Нервные клетки и нервная система Нервные клетки образуют в эктодерме примитивную диффузную Железистые клетки энтодермы Интерстициальные клетки Железистые клетки энтодермыЖелезистые клетки энтодермы выделяют в Стрекательные клетки Стрекательные клетки образуются из промежуточных только в области туловища. Сначала Половые клетки и гаметогенез Как и всем животным, гидрам свойственна оогамия. Большинство гидр Повторение Литература https://yandex.ru/images/search?rpt=simage&noreask=1&source=qa&text=Гидры&parent-reqid=1484065368236153-443690384100847736408195-ws36-865http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=1297.kDrXpCg7Jp-FfWhyIS45MFWHapjajS4pKfekGRLz9IQ.73c5e9bb559a02d5df81539086c8be29b7637f49&uuid=&state=tid_Wvm4RM28ca_MiO4Ne9osTPtpHS9wicjEF5X7fRziVPIHCd9FyQ,,&data=UlNrNmk5WktYejR3N2VSMTRTcTVMd3JWT2pUdXNGLVUxdGNCTjhmRXp6RVVNMjNXQ2pwckhiSHE2Y1ZsS1Z1Q3pISTVobjlZcFlxZlZpMmlOSU5YQlpvS2J3ajJGOExUVndZQWlWRDNkSHROYlhuRktlQkZ6eDZBbDZ3eEYzVWg,&sign=904c3a334011149b09928c7fb9a1bd8c&keyno=0&b64e=2&l10n=ruhttp://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=1297.kDrXpCg7Jp-FfWhyIS45MFWHapjajS4pKfekGRLz9IQ.73c5e9bb559a02d5df81539086c8be29b7637f49&uuid=&state=tid_Wvm4RM28ca_MiO4Ne9osTPtpHS9wicjEF5X7fRziVPIHCd9FyQ,,&data=UlNrNmk5WktYejRsZVdZcmx0YzVyd1FtUGNsLU9LNjJzSDRtV0hHVnpZLTFVVmtKbGx3ZWVEWU0wZzBsWkM3eW9zcmRjbWtuT0lITDlFWGtFZmlKUENWc0IzTXFKT0ZuTU9KcGhwYmFELTQs&sign=1397387d8d39de6349669eba2b0676a1&keyno=0&b64e=2&l10n=ruhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Гидры↑ Campbell Richard D. Structure of the mouth of Hydra spp. A

Слайд 2 Гидры (лат. Hydra) — род пресноводных сидячих кишечнополостных из класса гидроидных (Hydrozoa). Представители обитают в

стоячих водоёмах и реках с медленным течением, прикрепляясь к

Слайд 3 Строение гидры
Тело гидры цилиндрической формы, на переднем конце

тела (на околоротовом конусе) расположен рот, окружённый венчиком из

5—12 щупалец. У некоторых видов тело разделено на туловище и стебелёк. На заднем конце тела (стебелька) расположена подошва, с её помощью гидра передвигается и прикрепляется к чему-либо. Гидра обладает радиальной (одноосно-гетеропольной) симметрией. Ось симметрии соединяет два полюса — оральный, на котором находится рот, и аборальный, на котором находится подошва. Через ось симметрии можно провести несколько плоскостей симметрии, разделяющих тело на две зеркально симметричных половины.
Тело гидры — мешок со стенкой из двух слоёв клеток (эктодермы и энтодермы), между которыми находится тонкий слой межклеточного вещества (мезоглея). Полость тела гидры — гастральная полость — образует выросты, заходящие внутрь щупалец. Хотя обычно считают, что у гидры есть только одно ведущее в гастральную полость отверстие (ротовое), на самом деле на подошве гидры имеется узкая аборальная пора. Через неё может выделяться жидкость из кишечной полости, а также пузырёк газа. При этом гидра вместе с пузырьком открепляется от субстрата и всплывает, удерживаясь вниз головой в толще воды. Таким способом она может расселяться по водоёму. Что касается ротового отверстия, то у не питающейся гидры оно фактически отсутствует — клетки эктодермы ротового конуса смыкаются и образуют плотные контакты, такие же, как и на других участках тела. Поэтому при питании гидре каждый раз приходится «прорывать» рот заново.

Слайд 4 Внешнее сторение и симметрия

Внешнее сторение и симметрия

Клеточный состав тела
Эпителиально-мускульные клетки

Клеточный состав телаЭпителиально-мускульные клеткиЭпителиально-мускульные клетки эктодермы и энтодермы образуют основную массу тела

гидры. У гидры около 20 000 эпителиально-мускульных клеток.
Клетки эктодермы

имеют цилиндрическую форму эпителиальных частей и формируют однослойный покровный эпителий. К мезоглее прилегают сократимые отростки данных клеток, образующие продольную мускулатуру гидры.
Эпителиально-мускульные клетки энтодермы направлены эпителиальными частями в полость кишки и несут по 2—5 жгутиков, которые перемешивают пищу. Эти клетки могут образовывать ложноножки, с помощью которых захватывают частицы пищи. В клетках формируются пищеварительные вакуоли.
Эпителиально-мускульные клетки эктодермы и энтодермы представляют собой две независимые клеточные линии. В верхней трети туловища гидры они делятся митотически, а их потомки постепенно смещаются либо в сторону гипостома и щупалец, либо в сторону подошвы. По мере перемещения происходит дифференцировка клеток: так, клетки эктодермы на щупальцах дают клетки стрекательных батарей, а на подошве — железистые клетки, выделяющие слизь.

Слайд 7 Нервные клетки и нервная система
Нервные клетки образуют в

эктодерме примитивную диффузную нервную систему — рассеянное нервное сплетение (диффузный

плексус). В энтодерме есть отдельные нервные клетки. Всего у гидры около 5000 нейронов. У гидры имеются сгущения диффузного плексуса на подошве, вокруг рта и на щупальцах. По новым данным, у гидры имеется околоротовое нервное кольцо, сходное с нервным кольцом, расположенным на крае зонтика у гидромедуз.
У гидры нет четкого деления на чувствительные, вставочные и моторные нейроны. Одна и та же клетка может воспринимать раздражение и передавать сигнал эпителиально-мускульным клеткам. Тем не менее, есть два основных типа нервных клеток — чувствительные и ганглиозные. Тела чувствительных клеток расположены поперек эпителиального пласта, они имеют неподвижный жгутик, окруженный воротничком из микроворсинок, который торчит во внешнюю среду и способен воспринимать раздражение. Ганглиозные клетки расположены в основании эпителиально-мускульных, их отростки не выходят во внешнюю среду. По морфологии большинство нейронов гидры — биполярные или мультиполярные.
В нервной системе гидры присутствуют как электрические, так и химические синапсы. Из нейромедиаторов у гидры обнаружены дофамин, серотонин, норадреналин, гамма-аминомасляная кислота, глютамат, глицин и многие нейропептиды (вазопрессин, вещество Р и др.).
Гидра — наиболее примитивное животное, в нервных клетках которого обнаружены чувствительные к свету белки опсины. Анализ гена опсина гидры позволяет предположить, что опсины гидры и человека имеют общее происхождение.

Слайд 8 Железистые клетки энтодермы Интерстициальные клетки
Железистые клетки энтодермы

выделяют в полость кишки пищеварительные ферменты, которые расщепляют пищу.

Эти клетки образуются из интерстициальных клеток. У гидры около 5000 железистых клеток.
Интерстициальные клетки
Между эпителиально-мускульными клетками находятся группы мелких, округлых клеток, называемых промежуточными, или интерстициальными (i-клетки). У гидры их около 15 000. Это недифференцированные клетки. Они могут превращаться в остальные типы клеток тела гидры, кроме эпителиально-мускульных. Промежуточные клетки обладают всеми свойствами мультипотентных стволовых клеток. Доказано, что каждая промежуточная клетка потенциально способна дать как половые, так и соматические клетки. Стволовые промежуточные клетки не мигрируют, однако их дифференцирующиеся клетки-потомки способны к быстрым миграциям.

Слайд 9 Стрекательные клетки
Стрекательные клетки образуются из промежуточных только в

области туловища. Сначала промежуточная клетка делится 3-5 раз, образуя

кластер (гнездо) из предшественников стрекательных клеток (книдобластов), соединенных цитоплазматическими мостиками. Затем начинается дифференцировка, в ходе которой мостики исчезают. Дифференцирующиеся книдоциты мигрируют в щупальца. Стрекательные клетки наиболее многочисленные из всех клеточных типов, их у гидры около 55 000.
Стрекательная клетка имеет стрекательную капсулу, заполненную ядовитым веществом. Внутрь капсулы ввёрнута стрекательная нить. На поверхности клетки находится чувствительный волосок, при его раздражении нить выбрасывается и поражает жертву. После выстреливания нити клетки погибают, а из промежуточных клеток образуются новые.
У гидры есть четыре типа стрекательных клеток — стенотелы (пенетранты), десмонемы (вольвенты), голотрихи изоризы (большие глютинанты) и атрихи изоризы (малые глютинанты). При охоте первыми выстреливают вольвенты. Их спиральные стрекательные нити опутывают выросты тела жертвы и обеспечивают её удержание. Под действием рывков жертвы и вызванной ими вибрации срабатывают имеющие более высокий порог раздражения пенетранты. Шипы, имеющиеся у основания их стрекательных нитей, заякориваются в теле добычи, а через полую стрекательную нить в её тело вводится яд.
Большое количество стрекательных клеток находится на щупальцах, где они образуют стрекательные батареи. Обычно в состав батареи входит одна крупная эпителиально-мускульная клетка, в которую погружены стрекательные клетки. В центре батареи находится крупная пенетранта, вокруг неё — более мелкие вольвенты и глютинанты. Книдоциты соединены десмосомами с мускульными волокнами эпителиально-мускульной клетки. Большие глютинанты (их стрекательная нить имеет шипы, но не имеет, как и у вольвент, отверстия на вершине), видимо, в основном используются для защиты. Малые глютинанты используются только при передвижении гидры для прочного прикрепления щупальцами к субстрату. Их выстреливание блокируется экстрактами из тканей жертв гидры.

Слайд 10 Половые клетки и гаметогенез
Как и всем животным, гидрам

свойственна оогамия. Большинство гидр раздельнополы, но встречаются гермафродитные линии гидр.

И яйцеклетки, и сперматозоиды образуются из I-клеток . Считается, что это особые субпопуляции i-клеток, которые можно отличить по клеточным маркерам и которые в небольшом количестве присутствуют у гидр и в период бесполого размножения.
При оогенезе ооциты фагоцитируют целые оогонии, а затем несколько ооцитов сливаются, после чего ядро одного из них превращается в ядро яйцеклетки, а остальные ядра дегенерируют. Эти процессы обеспечивают быстрый рост яйцеклетки.
Как недавно показано, при сперматогенезе имеет место программированная клеточная смерть части клеток-предшественников сперматозоидов и их фагоцитирование окружающими клетками эктодермы.

Слайд 11 Повторение