Презентация на тему Антропогенез. Основные стадии антропогенеза

Цель занятия: Выяснить , каково “происхождение человека”, этапы его эволюции и роли биологических и социальных факторов эволюции человека. Изучить доказательства происхождения человека от животных, о родстве человека с животными; проводить сравнение человека и животных
АнтропогенезОсновные этапы антропогенеза Цель занятия: Выяснить , каково “происхождение человека”, этапы его  эволюции Антропология – наука о происхождении и развитии человека.Антропогенез – происхождение и становление Теория внешнего вмешательства инопланетян  ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКАБожественное происхождение человека.Теория эволюции Чарльза Дарвина. К.Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы.Впервые гипотеза происхождения человека от Сходство человека и животных Отличия человека от животныхПозвоночник имеет S – образную форму;Сводчатость стопы;Большой палец нижней Факторы эволюции человекаБиологические-Наследственность-Наследственная изменчивость. -Борьба за существование -Естественный отбор. -Изоляция. -Дрейф генов, Определитете систематическое положение человека: Царство: Растения, животные, грибы, бактерии Подцарство: Многоклеточные,одноклеточные. Запишите в тетрадь  «Систематическое положение человека»Империя	КлеточныеНадцарство	ЭукариотыЦарство	ЖивотныеПодцарство	МногоклеточныеТип Возможная родословная человека Отечественные антропологи выделяют четыре стадии антропогенезаI.Предшественники человека- австралопитеки.IV.Ископаемые люди современного анатомического типа- Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа 11-8 млн. лет назад появилась 1.Древние предшественники человека – Австралопитеки жили приблизительно от 1.5 до 9млн. лет назад на территории Южной 2. Древнейшие людиДревнейшие люди появились около между 1,8 млн и 1,0 млн. Первого питекантропа  обнаружил голландский  исследователь Эжен Дюбуа в  1891году. Питекантроп:Рост 170см, объём мозга 900-1200, постоянное прямохождение. Руки питекантропа уже могли обрабатывать Орудия питекантропов Семейная группа питекантропов 3.Древние люди (неандертальцы). . Жили30-450 тыс. лет назадСредний рост мужчин составлял 1.65 Жили в пещерах группами (50-100чел) Добывали и использовали огонь; Коллективно охотились;Были всеядны (но оставались каннибалами) Заботились о стариках и калеках;Одевались в одежду из шкур Изготавливали каменные и деревянные орудия труда Хоронили умершихНеандертальцы хоронили своих умерших. В гроте Ля-Шапель-о-Сен во Франции было обнаружено Остатки ископаемых людей современного типа обнаружены в Европе, Азии, Африке и 4. СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ КРОМАНЬОНЦЫ – люди современного  физического типаЖили 30-40 тысяч Освободились передние конечности4. Использование палок и камней5. Редкая шерстьМало сочной растительной пищи6. Смешанное питаниеОткрытое пространство (жарко) Мясная пища, необходимость охотиться7. Изготовление орудий труда8. Появление речиРасселение в холодные районы9. Расы и их происхождениеЧеловеческие расы – это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) Физические особенности представителей европеоидной расыСветлая кожа, прямые или волнистые светло-русые или тёмно-русые Физические особенности представителей монголоидной расыСмуглая кожа, тёмные жёсткие прямые волосы, широкое уплощённое Физические особенности представителей австрало-негроидной расыНегроиды - тёмная кожа, курчавые тёмные волосы, широкий Проверочные вопросы по теме «Антропогенез»Задание: выберите правильный вариант ответа.Рудиментарным органом человеческого организма 6.   Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления

Слайд 2 Цель занятия:

Выяснить , каково “происхождение человека”,

Цель занятия: Выяснить , каково “происхождение человека”, этапы его эволюции

этапы его эволюции и роли биологических и социальных

факторов эволюции человека.
Изучить доказательства происхождения человека от животных, о родстве человека с животными; проводить сравнение человека и животных и делать вывод о биологической и социальной сущностях человека.

Слайд 3 Антропология – наука о происхождении и развитии человека.

Антропогенез

– происхождение и становление человека в процессе развития общества.

Слайд 4 Теория внешнего вмешательства
инопланетян
ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Божественное происхождение

человека.
Теория эволюции Чарльза Дарвина.

Мутации в результате:
- болезней и травм
- изменения климата
- повышенной радиации
- космических излучений
- химического воздействия

К.Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы.

Впервые

гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но

не была принята.

Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков. Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов.

Позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Ученые прошлого о происхождении человека

Слайд 6 Сходство человека и животных

Сходство человека и животных

Слайд 7 Отличия человека от животных
Позвоночник имеет S – образную

форму;
Сводчатость стопы;
Большой палец нижней конечности приблизился к остальным и

принял на себя функцию опоры;
Тазовые кости стали более широкими;
Грудная клетка уплощена в переднезаднем направлении;
Гибкие кисти верхних конечностей и противопоставленный большой палец;
Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым;
Средняя масса мозга составляет у человека 1350 – 1500г, тогда как у гориллы и шимпанзе – всего 460 – 600г;
Обладает сознанием и абстрактным мышлением;
Имеется вторая сигнальная система (речь) и абстрактные символы (письмо);
Способность передавать и воспринимать знания

Слайд 8 Факторы эволюции человека

-Речь.

- Сознание.
-Мышление.
-Общественный образ жизни.

Слайд 9 Определитете систематическое положение человека:
Царство: Растения, животные,

грибы, бактерии
Подцарство: Многоклеточные,одноклеточные.
Тип : губки, круглые черви,

кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые.
Класс : Земноводные, млекопитающие, рыбы, пресмыкающиеся,
Отряд: ластоногие, хищные, приматы , парнокопытные, сумчатые, грызуны.
Род : Хомо( человек)
Вид :Хомо сапиенс(человек разумный)

Слайд 10 Запишите в тетрадь «Систематическое положение человека»

Империя Клеточные
Надцарство Эукариоты
Царство Животные
Подцарство Многоклеточные
Тип

Запишите в тетрадь «Систематическое положение человека»Империя	КлеточныеНадцарство	ЭукариотыЦарство	ЖивотныеПодцарство	МногоклеточныеТип	    ХордовыеПодтип	ПозвоночныеКласс	МлекопитающиеОтряд

Хордовые
Подтип Позвоночные
Класс Млекопитающие
Отряд Приматы
Подотряд Человекоподобные
Секция Узконосые
Надсемейство

Гоминиды (человекоподобные)
Семейство Гоминиды
Род Человек
Вид Человек разумный (Гомо сапиенс)

Слайд 11 Возможная родословная человека

Слайд 12 Отечественные антропологи выделяют четыре стадии антропогенеза
I.Предшественники человека- австралопитеки.
IV.Ископаемые

люди современного
анатомического типа- неонтропы( кроманьонцы)
III.Древние люди- палеоантропы (неандертальцы).
II.Древнейшие

люди- архантропы прогрессивные
австралопитеки, (питекантропы,
синантропы, атлантропы, гейдельбергский человек и др.

Слайд 13 Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа
11-8

Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа 11-8 млн. лет назад

млн. лет назад появилась группа высших обезьян – дриопитеков,

которая дала начало эволюционным линиям: понгидам и гоминоидам. К гоминоидам относится один-единственный вид – Человек разумный

1.Древние предшественники человека –

1.Древние предшественники человека –      Австралопитек.Начиная с

Австралопитек.
Начиная с 1924

года в Африке стали находить останки наземных приматов, получившие название- австралопитеки(от латинского “аустралис”- южный). Австралопитеки, населявшие Африку, были связующим звеном между животным миром и первыми людьми.

Одна из групп обезьян от  4,2 до 1,8 млн лет назад. лет назад дала начало ветви, ведущей к человеку. Эти животные, их остатки найдены в Южной Африке. Они получили название австралопитеки.

жили в степях и саваннах;

Слайд 15 Австралопитеки жили приблизительно
от 1.5 до 9млн. лет

Австралопитеки жили приблизительно от 1.5 до 9млн. лет назад на территории

назад на территории Южной и Восточной Африки.
Масса мозга

составляла около 650.
Рост 120-150см, вес 70кг.
редкая шерсть
Челюсти массивные,
сильно развиты надбровные дуги.

Зубной ряд ровный
Клыки не выдавались
Ходили на двух ногах
Рост не более 150см
Ранние не могли
делать орудия труда и
не было речи . Более поздние имели примитивную речь и изготовляли простые орудия труда и охоты

2. Древнейшие люди
Древнейшие люди появились около между 1,8

2. Древнейшие людиДревнейшие люди появились около между 1,8 млн и 1,0

млн и 1,0 млн. лет назад.. К ним относились:

питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и др..

Рост 170см
Объем черепа 850-1220см3
Черепная коробка более низкая, состояла из толстых костей
Развитые височные
кости – хороший слух

Ходили на двух ногах
Имели покатый лоб
Над глазами сплошной валик
Челюсти сильно выдавались вперед,
Подбородочного выступа не было

Слайд 17 Первого питекантропа обнаружил голландский исследователь Эжен

Первого питекантропа обнаружил голландский исследователь Эжен Дюбуа в 1891году. Эжен Дюбуа

Дюбуа в 1891году. Эжен Дюбуа сделал открытие,

которое было оценено учеными как важнейшие доказательство правильности теории происхождения человека от высших обезьян. Уже в нашем веке на Яве найдены еще несколько питекантропов.

Слайд 18 Питекантроп:
Рост 170см, объём мозга 900-1200, постоянное прямохождение. Руки

питекантропа уже могли обрабатывать дерево, кости и камень..
Питекантропы

вёли общественный образ жизни жили в пещерах и пользовались огнём. Использовали и изготовляли примитивные каменные орудия .Имели зачатки речи. Занимались собирательством и охотой. Они охотились на буйволов, оленей, птиц
Был характерен каннибализм.

Слайд 19 Орудия питекантропов

Орудия питекантропов

Слайд 20 Семейная группа питекантропов

Семейная группа питекантропов

3.Древние люди (неандертальцы)

.

Жили

30-450 тыс. лет назад
Средний

рост мужчин составлял 1.65 м, женщины были на 10

сантиметров ниже. Коренастые, с массивным скелетом
Мужчины весили около 90 кг, это был настоящий сгусток мышц. Руки и ноги их были несколько по-иному устроены: более короткими были у них предплечья и голени. нос: широкий и одновременно с горбинкой, при этом вздернутый вверх.Череп удлиненной формы, покатый лоб, надглазничные валики выражены.
Объем мозга :
(1400—1740 см³)

Слайд 23 Жили в пещерах группами (50-100чел)
Добывали и использовали

Жили в пещерах группами (50-100чел) Добывали и использовали огонь;

огонь;

Слайд 24 Коллективно охотились;
Были всеядны
(но оставались каннибалами)

Коллективно охотились;Были всеядны (но оставались каннибалами)

Слайд 25 Заботились о стариках и калеках;
Одевались в одежду из

Заботились о стариках и калеках;Одевались в одежду из шкур

шкур

Слайд 26 Изготавливали каменные и деревянные орудия труда

Изготавливали каменные и деревянные орудия труда

Слайд 27 Хоронили умерших
Неандертальцы хоронили своих умерших. В гроте Ля-Шапель-о-Сен

во Франции было обнаружено неглубокое захоронение со скелетом в

эмбриональной позиции, покрытым красной накидкой. Рядом с телом были оставлены инструменты, цветы, яйца и мясо, что свидетельствует о вере в загробную жизнь и наличии религиозно-магической практики.

Остатки ископаемых людей современного типа обнаружены в

Остатки ископаемых людей современного типа обнаружены в Европе, Азии, Африке

Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон во

Франции было обнаружено сразу несколько скелетов людей одноготипа. По месту находки ископаемых людей современного типа называют- кроманьонцами. Их умственное развитие по сравнению с неандертальцами и тем более с человеком прямоходящем достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют не только объем мозга, но и резкие изменения, произошедшие в их жизни. Орудия труда становились все более разнообразными и совершенными. Стали появляться рисунки, которые были изображены на стенах пещер. На стенах в основном были изображены животные.

Слайд 29 4. СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ
КРОМАНЬОНЦЫ – люди современного

4. СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ КРОМАНЬОНЦЫ – люди современного физического типаЖили 30-40 тысяч

физического типа
Жили 30-40 тысяч лет назад.
С их появлением эволюция

человека вышла из-под контроля биологических факторов

Рост около 180см
-Имели современный облик;
-Изготовляли сложные орудия труда;
-Строили жилища из шкур и каменных плит; или построенные пещеры;
-Имели религию и исскуство

сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens

sapiens.

Слайд 43 Физические особенности представителей европеоидной расы
Светлая кожа, прямые или

волнистые светло-русые или тёмно-русые волосы, серые, серо-зелёные, каре-зелёные и

голубые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, неширокий выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин и др.

Слайд 44 Физические особенности представителей монголоидной расы
Смуглая кожа, тёмные жёсткие

прямые волосы, широкое уплощённое скуластое лицо, узкие и слегка

раскосые карие глаза со складкой верхнего века во внутреннем углу глаза (эпикантусом), плоский и

довольно широкий нос, редкая растительность на лице и теле и др

Слайд 45 Физические особенности представителей австрало-негроидной расы
Негроиды - тёмная кожа,

курчавые тёмные волосы, широкий и плоский нос, карие или

чёрные глаза, редкая растительность на лице и теле

Австралоиды – темнокожи как негроиды, но тёмные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающим подбородком, значительный волосяной покров на лице и теле. Часто выделяют в отдельную расу.

Слайд 46 Проверочные вопросы по теме «Антропогенез»